Практика,  События

Чему еще учат в Школе детской книги

27 ноября завершилась вторая из трех недель работы Школы детской книги. Главной темой недели стали электронные и интерактивные книги — им были посвящены целых четыре лекции. Кроме того мы обсудили стратегии продвижения книг на очередном мастер-классе от издательства «Манн, Иванов и Фербер», начали работу над групповыми проектами и даже встретились с директором киностудии!

Александра Кочеткова занята поисками нового формата книг, ее компания Touchanka выпустила уже 5 интерактивных книг для детей. При этом Александра вовсе не считает, что бумажные книги (в отличие от учебных пособий и печатных СМИ) насовсем переместятся в гаджеты, но почему бы не попробовать расширить возможности детских книг?

Александра рассказала об этапах создания интерактивных книг, собственных успехах и неудачах и честно предупредила, что интерактивная книга — это технически сложный, длительный и дорогостоящий процесс: проект с нуля займет минимум полгода, а программисты попросят 25-30$ в час. А ведь еще есть прототипирование, иллюстрации, озвучка, продвижение. Пока что интерактивные книги слишком дороги, чтобы окупаться — основная причина в том, что пользователи в России еще не готовы платить за софт и предпочитают бесплатные приложения.

Андрей Филиппов работал над созданием множества фильмов, и как никто понимает всю важность грамотного трейлера, иначе не привлечь ни продюсеров, ни зрителей. Он рассказал нам об эффекте Кулешова, особенностях экранной психологии и зрительного восприятия, а также поделился секретами хорошего трейлера:
  • В основе — история+эмоции или история+зрелищность
  • Трехчастная структура
  • Влияние на рецепторы: смотри (зрелищность), слушай (музыка, закадровый текст) или ощущай (например, испуг)
  • Качественный звук и изображение
  • 99% зрителей помнят только начало трейлера и конец
  • Если трейлер ориентирован на детей, в озвучке предпочтителен женский голос
  • Классический трейлер длится 2,5 минуты, за это время надо рассказать внятную историю
  • Оставить недосказанность в конце, чтобы создать предвкушение
Лекция Сергея Николаева предназначалась в первую очередь книжным дизайнерам и иллюстраторам, он показал работы студентов спецкурса «Экспериментальная типографика» от выбора шрифтов до макетов настоящих книг.

«Все, что вам нужно, у вас уже есть, — заявила Анна Грузина в начале своего мастер-класса. — Книга. Вот ваш продукт. Для продвижения можно использовать все — от автора и обложки до контекста и рекомендаций». В ходе занятия мы обсудили все этапы формулы 4P (Product, Price, Place, Promo), и вот некоторые интересные советы и наблюдения:

  • Скидки на подарочные издания не работают, люди предпочитают, чтобы подарок стоил дорого
  • Скидки на книги лучше всего идут летом
  • Виды продвижения. ATL (реклама, радио, ТВ, транспорт, рассылка и т.д.), BTL (встречи с авторами, мастер-классы, конкурсы, выставки-ярмарки, раздачи, рецензии), PR (интервью с авторами, пресс-релизы, инфоповоды, рецензии критиков)
  • Когда книги интересны СМИ: известный автор/иллюстратор, скандальный подход, неоднозначная тема, интересный формат, фильм по книге или наоборот, широкая тема книги, которая будет интересна аудитории
  • Лучше всего работают рассылка и социальные сети
  • План продвижения: 1. Цели, 2. Определение метрики, 3. Определение аудитории. 4. Где искать аудиторию и какими инструментами воздействовать? 5. Планирование инструментария, 6. Бюджет: деньги, время, силы.

Для тех, кто хочет больше узнать о маркетинге, Анна Грузина составила список нескучных практических книг:

Своим опытом создания электронных изданий с нами поделился дизайнер Егор Тулин, который видит в таком формате множество преимуществ, ведь пользователь электронной книги одновременно зритель, читатель, слушатель и интерактор. Электронная книга — логичный шаг для проектов, использующих мультимедиа материалы или сложную нелинейную структуру.
Егор Тулин рассказал нам о форматах и методах создания интерактивных изданий и добавил, что простую (статическую) электронную книгу можно создать и без навыков программирования — например, в программе iBooks Author.
Василий Валериус познакомил нас с процессом создания уникальных книг ручной работы, а также мультимедийных изданий, где иллюстрации и звукоряд гармонично дополняют текст и воссоздают атмосферу книги.
И снова мы говорим об интерактивных книгах. Юрий Красильников рассказал участникам Школы о новом сервисе MyBookTools, который позволяет создавать свои мобильные приложения без навыков программирования. С удобным редактором разберется каждый, можно загрузить свои иллюстрации и героев или выбрать из сотен вариантов сервиса — все они, как и использование редактора, предоставляются бесплатно, оплачивается только сам факт преобразования проекта в мобильное приложение, готовое для продажи через AppStore и GooglePlay (стоимость 850$). Аналогичные сервисы — Underpage и Kidsappmaker.

Юрий Красильников отметил рост интереса к интерактивным книгам среди пользователей и подчеркнул, что широкие возможности такого формата будут особенно актуальны для учебных, познавательных, детских и досуговых книг и детективов. Также мобильное приложение может стать интересным поддерживающим продуктом для книги.

В ходе лекции кинопродюсера Виталия Сидоренко, стало понятно, что ситуации в российской киноиндустрии проблематичная: в год выходит порядка 80 фильмов для кинопроката (для сравнения во Франции — 220, в США — 500), в широкий прокат (более 100 копий) попадает всего 10 фильмов, окупается и того меньше — 8. Кинотеатры не заинтересованы в отечественном кино. К тому же сломана система распределения бюджета. Также сдерживающим фактором является то, что господдержка оказывается фильмам на определенные темы. В прошлом году их было 20, первая тройка — история Крыма, 400 лет дома Романовых и к юбилею Сергия Радонежского. В детском кино ситуация с темами немного лучше, одна из первых — толерантность.

Виталий Сидоренко также рассказал о работе своей киностудии «Ракурс», которая занимается выпуском детских и юношеских фильмов, большинство из них — по мотивам художественных произведений. В частности, «Ракурс» экранизировала уже 3 книги современного автора Тамары Крюковой«Костя+Ника», «Потапов, к доске» и «Ведьма». По словам продюсера, однажды в поисках основы для фильма он зашел в книжный магазин и попросил консультанта посоветовать ему современного детского писателя. Ему показали книгу «Костя+Ника», Сидоренко прочел ее и подумал: «Вот готовый сценарий!».

«Деньги не первостепенная проблема для моей киностудии, — заметил Сидоренко. — Первая проблема — найти хороший сценарий, на втором месте — хорошего режиссера, и уже потом деньги». Он добавил, что постоянно находится в поисках сценариев и рассматривает все, что поступает на официальную почту компании.

Консультация маркетолога Анны Грузиной
По условиям Школы, участники должны применить полученные знания на практике, а именно подготовить и защитить групповые проекты. На этой неделе мы разделились на команды и приступили к работе. В каждой команде есть автор, иллюстратор, редактор и маркетолог. В рамках Школы я решила взглянуть на детское книгоиздание с другой стороны и попробовать себя в роли маркетолога, а не автора (что, в общем, неудивительно после блестящих мастер-классов Анастасии Креневой и Анны Грузиной из «Манн, Иванов и Фербер»)
Консультация редактора Дины Крупской
В пятницу группы смогли показать свои наработки и получить рекомендации Анны Грузиной, Ирины Драгунской и Дины Крупской.
Консультация художницы Ирины Драгунской
Среди проектов есть развивающая раскраска, две книжки-картинки, трилогия в жанре фэнтези и смешная приключенческая повесть для подростков.

А впереди нас ждет еще одна, самая насыщенная неделя Школы. Мы встретимся с генеральным директором выставки Non/Fiction Юлией Благоразумовой, специальным корреспондентом «Ленты.ру» Натальей Кочетковой, редактором портала «Библиогид» и библиографом РГДБ Алексеем Копейкиным, директором по маркетингу книжного магазина «Москва» Екатериной Мосиной и другими экспертами отрасли.