Практика

6 заданий по творческому письму от Елены Соковениной

Писатель, журналист, издатель Елена Соковенина провела для библиотекарей и педагогов мастер-класс по creative writing (творческому письму). Мне очень интересна эта тема, поэтому я отправилась на занятие в “Гайдаровку” и делюсь тем, чему научилась.

Для начала познакомимся с Еленой Соковениной. Она известна своей юмористической повестью для родителей и детей “Приключения П. Осликова” и другими книгами для детей и подростков, руководит собственным электронным издательством Эдвенчер-пресс, где выходят приключенческие повести в “викторианском духе”. Авторов и читателей Эвенчер-пресс объединяет любовь к Шерлоку Холмсу, юмору и приключениям. Также Елена Соковенина пишет обзоры современных детских книг и преподает литературное мастерство.
Она советует не бояться “неформата”:

“​Неформат – не столько потеря, сколько приобретение. Нет формата – а я сделаю! Так появилось издательство Эдвенчер пресс. Если все время сидеть и думать: это никому не надо, этого я не умею, это финансово невыгодно, то так вся жизнь пройдёт”.

Главная задача литературной студии, по ее мнению, – это развитие свободной письменной речи. Без канцелярита, штампов, слов-паразитов. Писать так, как говоришь. Для этого придется растормошить ленивое мышление.

Вот 6 упражнений:

№1. Написать небольшой текст, состоящий только из глаголов или существительных. Вы удивитесь, но все будет понятно. Глаголы здорово наполняют и двигают текст. В отличие от прилагательных.

№ 2. Придумать историю на основе двух случайных слов. Например: Пушкин и тыква. Подробнее об этом – в книге Джанни Родари “Грамматика фантазии”, глава “Бином фантазии”. Эта книга – отличное пособие по играм и заданиям на развитие воображения у детей. Да и взрослым полезно.

№ 3. Собрать любые предметы, расставить на столе и рассказать про них историю. Такие задания включают воображение, вынуждают искать связи.

№ 4. Сочинять лимерики. У Елены Соковениной в фейсбуке есть рубрика #лимерикповторникам. Она придумывает первые две строчки, а друзья сочиняют оставшиеся три. Джанни Родари в “Грамматике фантазии” утверждает, что дети, с их тягой к абсурду, легко и быстро калькируют структуру лимерика.

№ 5. Сочинять по виммельбуху или книжке-картинке без слов. Если ребенок теряется, задавайте ему наводящие вопросы: что делает герой на картинке? Где находится? Какая опасность ему угрожает?

Например, виммельбухи Ротраут Сюзанны Бернет “Летняя книга”, “Осенняя книга”, “Зимняя книга”, “Весенняя книга”. И серия Доро Гёбель “Соседи”, “В цирке”, “За городом” и др.


Читайте также: “Как читать книжки-картинки без слов”


№ 6. Написать рассказ на тему “Эпизод, который не оставил меня равнодушной”. Такое задание (и 20 минут времени) мы получили на мастер-классе Елены Соковениной.

​”Если какая-то сцена или диалог застряли в голове, значит вы нашли то, о чем надо писать”.

Мы писали о трудностях работы библиотекаря, о захватывающем футбольном матче, о прочтении “Мастера и Маргариты”… Отметили достоинства наших рассказов и “почистили” их от канцелярита.

Я написала о бездомном старичке с Пятницкой улицы, который умудряется сохранять жизнелюбие. Благодаря заданию, я заново пережила и запечатлела на бумаге эту трогательную сценку.

​”Рассказывать личные истории в компании интересно и полезно. Это занятие включает память, воображение, желание делиться и расслабляет”, – уверена Елена Соковенина.