Как говорить с подростками на «запретные» темы: Анна Ремез и ее книга «Пятнадцать»
Я рада, что она вышла именно сейчас, когда книги для подростков, благодаря стараниям лучших издательств, стали непреложным фактом литературы, а не чем-то из ряда вон выходящим. Десять лет назад книга о коллизиях переходного возраста хоть и явилась бы предвестником мощной тенденции, но, скорее всего, осталась бы никем не замеченной, да и сделана была бы не очень качественно.
Но там, наверху, знают, как и когда лучше выпустить наши труды в большой мир. Поэтому эта повесть вышла не где-нибудь, а в «Премудром сверчке», издательстве, где работают настоящие фанатики, в хорошем смысле этого слова, которые к каждой своей книге относятся, как к уникальному произведению полиграфического искусства.
В 2005-м году эта повесть вошла в шорт-лист премии «Дебют», и тогда я познакомилась с писателями, узнала, каково это – когда твою выстраданную книгу обсуждают, хвалят и критикуют. Я узнала, что, существует, оказывается, какая-то современная литература, о которой тогда вообще не подозревала. На церемонии награждения меня вдруг назначили «Голосом поколения». Но лауреатом я тогда не стала.
Повесть долго лежала в компьютере, никому не нужная: тогда я узнала, что наличие премии никак не влияет на процесс публикации. Потом я начала писать другие книги, а эту отправила на конкурс имени Михалкова. По прошествии трех лет я попала на фестиваль «ДЕТГИЗа». Там-то встретились мне уже имеющие книги, «крутые» Тамара Михеева, Наталья Евдокимова, Елена Ракитина. Все разбирались в детской литературе, знали, как надо писать для детей, перебрасывались неизвестными мне именами, но ничуть, ничуть не важничали.
Как обычно, в первый день фестиваля все присутствовавшие рассказывали о себе. Мне-то еще нечем было хвастаться, кроме единственного на тот момент достижения — финала «Дебюта». Услышав название «Пятнадцать», Сергей Махотин, которого я видела первый раз в жизни, сказал, что читал мою повесть, когда был в жюри «Михалковки». «Вы, — сказал он, — автор «Пятнадцати»? Это замечательная повесть». Одна маленькая фраза – и у меня выросли крылья! Тем самым Сергей Анатольевич открыл мне дверь в детскую литературу.
И вот два года назад я познакомилась с Олегом и Нелей Яременко из издательства «Премудрый сверчок», которые выпустили книгу Аси Петровой «Чувства, у которых болят зубы». Я подумала, что с такими смелыми издателями и у меня — трижды отфутболенной разными издательствами, но имеющей в активе еще и лонг-лист бесславно почившей премии «Выбор» — есть шанс. Олег поверил в эту книгу и сказал мне «да», за что я безмерно благодарна.
Полина – романтически настроенная девочка, которая любит читать и смотреть кино про любовь, и ее идеалы расходятся с реальностью. Она из своей простой и «слишком правильной» жизни отправляется в чуждые ей условия, встречает разных людей, и эти встречи вызывают у нее размышления о семье, о своем месте в мире, о дурном и о хорошем. Главное, что мне в ней нравится – это вера в то, что человек способен измениться в лучшую сторону, вера в Человека.
Реальных фактов из моей жизни в книге довольно много, я использовала при работе над ней собственные дневники и письма. Подруга Наташка, влюбленная в металлиста, тоже существует, хотя и под другим именем. Путешествие в город У. со мной случилось, но оно было гораздо менее интересным. Почти все персонажи, которых Полина там встречает – вымышленные. Хотя это тоже, строго говоря, не верно. Вымышленных персонажей вообще не бывает. Они все составлены, как конструктор, из разных, но вполне реальных людей.
Сейчас информации очень много, все открыто, но доверительного разговора с мудрым и доброжелательным взрослым этот океан информации заменить не может. Все важное, что происходит в нашей жизни, происходит благодаря людям и разговорам с ними. Правдивая книга – это тоже такой разговор. Хотя она ничему, конечно же, не учит, она только показывает: бывает вот так, и вот так можно поступить, а если поступишь таким образом, в итоге будет плохо. Или, наоборот, хорошо. Но герой в книге часто, а может быть, и всегда, совершеннее реального человека.
Но я, правда, не знаю, как сделать так, чтобы мальчики не курили, не бухали и не писали матом комментарии в социальных сетях, а девочки не выкладывали в эти сети свои откровенные фото, чтобы дети как можно дольше оставались детьми. Повторюсь, у меня, к сожалению, нет рецепта. Когда я говорю о «запретном», я стараюсь говорить просто, показывать, рисовать словами картинку. И еще есть ситуации, когда молодому человеку нужно подсунуть книжку, чтобы он понял: я не один такой, это общее, это переживают многие, значит, это можно пережить и не сломаться.
Чем больше я думаю над этой книгой, тем больше убеждаюсь, что эта книга нужна. Нужна как прививка, как заземление для электроприбора. Но прививка от чего? Или для чего? Может быть, для выработки иммунитета к Костянам, Вованам, Толянам?