Интервью,  Практика

Как провести интересную литературную выставку для детей: инструкция от Ксении Белькевич

В рамках лектория «Люди Гутенберга» руководитель студии «Сказка выходного дня», заместитель директора Государственного Литературного музея по спецпроектам Ксения Белькевич поделилась опытом организации литературных выставок и занятий для детей. А также специально для читателей блога рассказала, почему миссия библиотек — далеко не только чтение и как сделать библиотеку популярным местом досуга.

Как сделать выставку интересной

Ксения Белькевич: Каждый год в студии «Сказка выходного дня» при Литературном музее мы проводим четыре выставки для детей.

В книжках детям больше всего интересны иллюстрации. Давать  маленьким детям сложные для восприятия биографическими материалы не имеет смысла. Детям они интересны лишь в малых дозах. Детская книжная иллюстрация — главный элемент выставки.

Дети любят игровые декорации. Поначалу мы делали классические выставки иллюстраций, когда картинки в рамках развешаны по стенам. Потом мы стали добавлять декоративные элементы оформления, которые воссоздавали атмосферу книги, приближали посетителей к сюжету книги. Сейчас основное внимание мы уделяем игровым декорациям, у нас есть внештатные художники, которые вместе с нами придумывают интересные решения под каждую выставку.

На выставке «Проделки Финдуса» по книгам Свена Нурдквиста мы действовали линейно: воссоздали обстановку домика Петсона и Финдуса — стол с механическим кофейником, столярку и прочее. Приглашение в гости к любимым героям – самое часто используемое решение для создания детской выставки. И оно нам  уже поднадоело.

Для выставки «Маленькие человечки» мы сначала хотели сделать много маленьких домиков — Дюймовочки, Мальчика-с-пальчика, Нильса. Но как сделать так, чтобы декорации не развалились, когда дети будут с ними играть? Мы подумали: почему бы не перевернуть эту идею с ног на голову? И превратили самих детей в маленьких человечков. Сделали огромную шляпу 5 метров в диаметре, куда дети спускались по лесенке и сразу же входили в игровую ситуацию. Изготовить большую декорацию оказалось легче, и она работала без участия педагога.

Выставка «Законы джунглей» / Фото facebook.com/muzei
Каждый год у нас новые выставки, но их можно разделить на три вида:1. В течение года у нас есть выставка, которую, мы заведомо уверены, посетит больше всего людей. Ее мы ставим к Новому году. В прошлом году это была выставка про Петсона и Финдуса. Свен Нурдквист сейчас очень популярный детский автор, в России он успешно переиздается уже более 10 лет. В следующем году будут истории про муми-троллей Туве Янссон.

2. Миссия нашей студии — расширять кругозор аудитории, поэтому мы работаем с «забытыми» именами. Это может быть как Аркадий Гайдар, так и Лев Квитко. Каждый год это новый автор.

3. Третья категория — просто хороший писатель. Мы выбираем того, кто нам нравится.

Как придумать занятие для детей по выставке

Блок занятий по каждой выставке включает литературное занятие, художественное и театральное.

Литературное занятие веду я. Рассказываю о жизни и творчестве автора, провожу экскурсию, мы с детьми играем в литературные игры по произведению.

Художественное занятие — это мастер-класс, который тематически привязан к книге, эпохе, стране автора.

Театральное занятие может включать как съемку мультфильма и постановку спектакля, так и театр теней, марионеток или пластический театр.

Занятие имеет свою драматургию: лекция, чтение и творческая работа.

Мы предлагаем детям разные форматы работы: в паре с ровесником или родителем, в малой группе (три человека), индивидуально, в команде. Форматы нужно менять, чтобы давать детям возможность переключиться и отдохнуть.

Что почитать?

В «Грамматике фантазии» Джанни Родари рассказывает о своем опыте работы с детьми и предлагает творческие задания. «Между нами» Вадима Левина и Ренаты Муха — это стихи, рассказы и рекомендации, как строить занятие с детьми и налаживать с ними контакт. Вдохновляют, развивают фантазию и помогают отойти от стереотипов книги Сергея Седова, Олега Кургузова, Генриха Сапгира. Чтобы успокоиться, читайте с детьми Козлова, а чтобы посмеяться — Драгунского.

Изучайте ресурсы, которые рассказывают о занятиях для детей.

За год мы придумываем более 100 творческих занятий. Такой темп с одной стороны изматывает, но с опытом придумывать все легче.

Занятие в студии «Сказка выходного дня» / Фото facebook.com/muzei

Об эмоциональном выгорании

Аудитория привыкает к хорошему и ждет, что в следующий раз вы сделаете еще лучше, но у всех есть определенные ресурсы: материальные, эмоциональные, интеллектуальные, творческие. Мы не можем прыгнуть выше себя. Развиваться надо, но чтобы работа не привела к эмоциональному выгоранию, нужно соблюдать динамику: знать, когда выкладываться на полную, а когда экономить силы и деньги. Тогда и у посетителей будет «смена декораций».

О деньгах

В 2011 году проект «Сказка выходного дня» получил грант Благотворительного фонда Потанина.

Чтобы подать заявку на грант, необязательно работать в каком-то учреждении. Вы можете попытаться выйти на какой-то музей и предложить им совместный  проект. При этом вы будете автором заявки, но подавать заявку должен сам музей или организация. Но даже если вы не собираетесь подавать на грант,  тренируйтесь в проработке своих проектов. Для этого достаточно скачать заявку или зарегистрироваться на сайте грантодающей организации и заполнить все формы. Умные эксперты уже составили вопросы, которые помогут вам продумать проект. Гранты в сфере культуры предоставляют фонды Потанина, Тимченко, Прохорова и другие.

«Сказка выходного дня» — самоокупаемый проект. Занятия платные: разовое — 450 рублей, годовой абонемент — 5600. Мы мотивируем родителей покупать абонементы, это позволяет прогнозировать наши финансовые дела.

Ксения Белькевич проводит занятие по сказкам С. Козлова / Фото Галины Шумской

Что еще можно придумать?

В первый год у нас в студии занималось 90 детей, с 2014 года уже 225, и еще 200 человек стоят в очереди. Но 225 — это наш максимум. В нашем проекте мы боремся за камерность и домашнюю обстановку — мы должны знать всех детей и родителей в лицо. Но мы нашли и другие векторы развития.

Дети растут, и для старших мы сделали новые мастерские: литературную и театральную.

Мы организовали «Конкурс молодых иллюстраторов» для студентов творческих ВУЗов. Художникам мы даем задание отрисовать произведение конкретного автора и одну из выставок в течение года посвящаем лучшим работам. В этом году это выставка «Смеянцы, Чуридилы и Сапгир».

С 2015 года у нас есть летняя программа. В течение июня детей привозят к нам в музей почти на целый день. В первой половине дня у нас занятия по выставке (этим летом будет «Алиса» Кира Булычева). Во второй мы гуляем в Ботаническом саду МГУ, с которым у нас партнерские отношения и лояльные условия посещения.

Мы делаем выездные мероприятия на книжных ярмарках и фестивалях. Это способствует продвижению как студии, так и музея.

Скоро студия перерастет в детский центр, который планируется к открытию  в новом здании Государственного литературного музея.

Как видите, всегда есть куда развиваться.

Главное, чтобы дети читали?

Раньше главной функцией музея была просветительская. Невозможно было иначе узнать, как выглядит мумия из Египта. Сейчас все по-другому: в интернете можно найти любую информацию и совершить виртуальную прогулку практически по любому музею мира. Поэтому все музеи перепрофилируются. Теперь мы работаем с эмоциями посетителей, даем новый эмоциональный опыт.

В 2011 году, когда мы подавали заявку на грант, мы думали, что главная цель нашего проекта — способствовать развитию детского чтения. Эту цель охотно подхватывают родители, все они озабочены тем, что дети либо читают мало, либо не имеют читающих единомышленников.

Но в студии они получают совершенно другое и возвращаются по другой причине. Я очень люблю Москву, но это тяжелый, напряженный город. И строгий. Отношения в городе формализованы — в школе, в детской поликлинике. Мало мест, где тебе просто улыбнутся. В музеях чаще всего скажут: «Не трогай, не прыгай, не шуми».

В нашей студии мы создаем свободную атмосферу: тебя знают по имени, угощают чаем, можно полежать, почитать с мамой книжку, порисовать. Мы никогда не ругаем за то, что кто-то не хочет читать.

Когда мы спрашиваем родителей: «Ваш ребенок стал больше читать?», они отвечают: «Да нет, но он с удовольствием ходит на занятия». Это главное. Наша миссия — создавать место неформального общения и отдыха детей и родителей.

Сказочник Сергей Седов в студии «Сказка выходного дня» / Фото bestmuseums.ru

«Миссия библиотек — далеко не только чтение»

Библиотеки переходят на платные услуги. Аудитории требуется время, чтобы привыкнуть к новым условиям: платить за то, что раньше было бесплатно. Музеи тоже через это проходили. У нас ушло около двух лет, чтобы люди привыкли, теперь даже спрашивают: «А почему так дешево?».

Для мероприятий и выставок библиотеки должны выбирать книги, которые, в первую очередь, очень нравятся самим сотрудникам. Важно обращать внимание на «вау-книги», которые в библиотеке пользуются спросом.

Районная библиотека работает с местной аудиторией и может стать для нее центром досуга. К нам в «Сказку выходного дня» люди ездят из Подмосковья и соседних городов. Если бы только все мои ученики жили рядом с музеем! Я могла бы сделать для них множество дополнительных опций.

Главный конкурент библиотеки — не телевизор или компьютер, а торговый центр. В спальных районах практически нет инфраструктуры, торговые центры давят всю культурную прослойку. Но и тут есть пути для сотрудничества: в торговых центрах есть детские площадки, можно провести совместное мероприятие и привлечь новую аудиторию.

Можно привлекать на стажировку студентов, наладив связи с местным образовательным учреждением. Студенты обладают всеми необходимыми навыками и могут проводить занятия.

Формат встреч с писателями в библиотеках нужно менять. Просто посмотреть на живого писателя уже не так интересно. Теперь нужен писатель-аниматор. Есть писатели, которые проводят отличные встречи, но их немного. Значит библиотекарь должен придумать по книге занятие, игру, выставку.

У многих детских издательств уже разработаны сценарии занятий по их книгам, они будут рады ими поделиться, потому что их книга будет представлена в библиотеке, у нее появятся новые читатели. Московские издательства могут даже сами приехать и провести презентацию.

Обратите внимание на программы издательств Компасгид, Самокат, «Настя и Никита».

Главное в библиотеке — создавать приятные условия для пребывания. Быть доброжелательными, чтобы детям в библиотеке было хорошо и удобно. Библиотека должна стать площадкой не только чтения, но общения и досуга.