
Екатерина Мурашова о норме, не норме и самом красивом периоде детства
Что влияет на развитие ребенка? Окружение, семья, культура, национальные обычаи.
Как родители могут затормозить развитие ребенка:
- Все делать за него
- Подавать ему противоречивые команды
- Все запрещать (все опасно)
- Сокращать период развития креативности

1,5-3 года – период установления границ.
3-7 лет – период развития креативности («почему», поиск нестандартных решений стандартных задач).
Екатерина Мурашова считает, что развитие креативности — самый красивый период детства. Но многие родители сводят его на нет, подавая противоречивые команды и тем самым затягивая период установления границ, с одной стороны, и рано отдавая ребенка на различные обучающие занятия, с другой.
В школе для креативности уже меньше места, поскольку там преобладают задания вида «один вопрос — одно решение».
Педагогическая запущенность — это дать ребенку планшет и забыть о нем.
До 5 лет у детей наглядно-действенное мышление, им нужны объемные предметы. Телевизор и планшет — это только визуальное и аудиальное мышление, обеднение мира, поэтому время, проведенное ребенком наедине с компьютером и телевизором нужно контролировать.

- Интеллектуальное
- Физическое
- Социальное
- Эмоциональное (умение осознавать собственные чувства и чувства окружающих и менять свое поведение).
Отдельно, пунктиром, можно выделить еще и творческое, хотя специалисты не сходятся во мнении на этот счет.
Всегда следует помнить, что развитие не одновременно.
Шкала интеллектуального развития определяет карьерный рост.
Остальные три отвечают за счастье.
Физически развитый человек хорошо чувствует себя в своем теле, социально развитый чувствует себя принятым, а развитый эмоциональный интеллект дает ощущение «не только я хорошо отношусь к миру, но и мир хорошо относится ко мне».
Но обычно мы фиксируемся именно на интеллектуальном развитии.
Есть 2 критерия маркировки общего интеллекта дошкольника:
- Сложность ролевой игры, которую может организовать и провести ребенок
- Сложность вопросов, которые задает ребенок.
Чем сложнее игра и вопросы, тем выше общий интеллект ребенка.
Отрезок справа — дети с темповым ускорением. Иногда это называют ранней общей детской одаренностью. 9 из 10 таких детей тоже со временем придут к норме. Не нужно чрезмерно развивать такого ребенка, внушать ему ощущение одаренности, иначе в подростковом возрасте можно получить неврозы.
Но с другой стороны, мы понимаем, что она есть.
Родитель всегда сам определяет, что для него норма. Кто-то под нормой понимает полноценную социальную адаптацию, кто-то — физическое выживание ребенка, а кто-то — счастье. Как только мы формулируем для себя этот контекст, мы сразу понимаем, что нужно делать.

Вечер с Анастасией Строкиной, китом и мамору
Вам также может понравиться

Как стать книжным обозревателем: Екатерина Северина
29.12.2018
Как читать книжки-картинки без слов
23.03.2017