Практика,  События

Екатерина Мурашова о норме, не норме и самом красивом периоде детства

25 октября я сходила на лекцию психолога Екатерины Мурашовой, автора книг “Все мы родом из детства”, “Ваш непонятный ребенок”, “Класс коррекции” и многих других. Целью встречи стал поиск ответа на вопрос: “Что такое “норма” в развитии ребенка?” Вот мой конспект лекции. 

Что влияет на развитие ребенка? Окружение, семья, культура, национальные обычаи.

Как родители могут затормозить развитие ребенка:

  • Все делать за него
  • Подавать ему противоречивые команды
  • Все запрещать (все опасно)
  • Сокращать период развития креативности
Первый год – это формирование у ребенка базового доверия к жизни.
1,5-3 года – период установления границ.
3-7 лет – период развития креативности («почему», поиск нестандартных решений стандартных задач).

Екатерина Мурашова считает, что развитие креативности — самый красивый период детства. Но многие родители сводят его на нет, подавая противоречивые команды и тем самым затягивая период установления границ, с одной стороны, и рано отдавая ребенка на различные обучающие занятия, с другой.

В школе для креативности уже меньше места, поскольку там преобладают задания вида «один вопрос — одно решение».

Дети очень устойчивые существа, их трудно испортить, но лучше все же не допускать педагогической запущенности.

Педагогическая запущенность — это дать ребенку планшет и забыть о нем.
До 5 лет у детей наглядно-действенное мышление, им нужны объемные предметы. Телевизор и планшет — это только визуальное и аудиальное мышление, обеднение мира, поэтому время, проведенное ребенком наедине с компьютером и телевизором нужно контролировать.
Развитие идет по 4 шкалам:

  1. Интеллектуальное
  2. Физическое
  3. Социальное
  4. Эмоциональное (умение осознавать собственные чувства и чувства окружающих и менять свое поведение).

Отдельно, пунктиром, можно выделить еще и творческое, хотя специалисты не сходятся во мнении на этот счет.

Черта посередине — это условная норма для 8-летнего ребенка. Сравним развитие нескольких детей: Пети (крестик), Светы (кружок), Сережи (квадрат). Звездочкой обозначена “дауненок” Настя. Практически у всех детей с синдромом Дауна высокое эмоциональное развитие, в то время как у других оценить этот уровень затруднительно.
Что мы теперь можем сказать о норме?
​Всегда следует помнить, что развитие не одновременно.

Шкала интеллектуального развития определяет карьерный рост.
Остальные три отвечают за счастье.

Физически развитый человек хорошо чувствует себя в своем теле, социально развитый чувствует себя принятым, а развитый эмоциональный интеллект дает ощущение «не только я хорошо отношусь к миру, но и мир хорошо относится ко мне».

Но обычно мы фиксируемся именно на интеллектуальном развитии.
Есть 2 критерия маркировки общего интеллекта дошкольника:

  • Сложность ролевой игры, которую может организовать и провести ребенок
  • Сложность вопросов, которые задает ребенок.

Чем сложнее игра и вопросы, тем выше общий интеллект ребенка.

На графике центральный отрезок — условная норма, поскольку она характерна для большинства детей.
Отрезок слева — это дети с темповой задержкой. Развитие идет, но медленнее, чем у сверстников. Важно помнить: 9 из 10 детей вскоре нагонят.  Нужно спокойно развивать такого ребенка.
Отрезок справа — дети с темповым ускорением. Иногда это называют ранней общей детской одаренностью. 9 из 10 таких детей тоже со временем придут к норме. Не нужно чрезмерно развивать такого ребенка, внушать ему ощущение одаренности, иначе в подростковом возрасте можно получить неврозы.
Даже в медицинском смысле понятия «норма» не существует.
Но с другой стороны, мы понимаем, что она есть.

Родитель всегда сам определяет, что для него норма. Кто-то под нормой понимает полноценную социальную адаптацию, кто-то — физическое выживание ребенка, а кто-то — счастье. Как только мы формулируем для себя этот контекст, мы сразу понимаем, что нужно делать.

За организацию лекции спасибо школе осознанного родительства Большая медведица