Книга, которая защитит
Эльза начала вздыхать, того гляди расплачется от одиночества и грусти.
На вздохи пришёл Кулик-Сорока, он всегда слышит, если кому-то плохо и грустно, даже если человеку бывает грустно тихо-тихо. Он сунул голову под руку девочке, чтобы она погладила. Но Эльза не обратила на него никакого внимания. Тогда он принёс откуда-то картофелину, положил рядом с ней и ушёл. Принёс ещё. А потом ещё и ещё. В конце концов волк натаскал столько картошки, что рыжая Эльза перестала вздыхать и горевать, а взяла в руки нож, кастрюлю, надела фартук и принялась за дело.Пока она отрывала ростки от каждой картофелины, пока чистила, мыла, ставила кастрюлю на огонь, что-то произошло с ней. Вдруг стало легко-легко, сначала захотелось много болтать, обо всём на свете, да хоть вот о чистом горизонте, хоть о куликах и сороках. Потом она чуть не засмеялась, но в это же время ей внезапно захотелось просто послушать тишину, погладить Кулик-Сороку. Но он куда-то пропал, а как позвать, чтобы не нарушать тишины? А больше всего Эльзе хотелось, чтобы Эдвин понял, что картошка сварена для него, и чтобы вот прямо сейчас появился корабль и к ней приплыл он, её отец. Не может же он про- пустить такую вкуснятину! Пусть приводит хоть всю команду, не жалко, главное — поскорее увидеть его.
— Слушай мою команду сюда! — Капитан решил покомандовать. Он не занимался этим с самого начала морского путешествия. Вот что делает свежий воздух, обогащённый послештормовым озоном. Попробуйте прогуляться после шторма или хотя бы после дождя — может быть, и в вас проснутся давно утерянные желания. — Мы возвращаемся домой!
Другой распространенный сюжет — ребенок отправляется на поиски пропавших родителей. Это понятная метафора ситуации, когда родители не в состоянии позаботиться о себе сами и перекладывают ответственность на ребенка.
В книге Ботевой это не так, несмотря на то, что вначале Эдвин покидает Эльзу, и читателю приходится понервничать — вернется ли он? Что случилось с ее матерью? Кто позаботится о девочке, кроме домашнего волка?
Автор приводит к маяку одинокой Эльзы новых героев и даже давно потерянных родственников. Они — надежные самостоятельные взрослые, которые не только прекрасно справляются со своими трудностями, но и могут позаботиться об Эльзе.
В какой-то момент автор даже подключает читателя:
Побежим же за Эльзой — сейчас начнутся грустные дела, пусть она чувствует нашу поддержку.
На наших глазах одинокая девочка заново обретает семью и круг поддержи, и такое чтение согревает и наполняет верой в людей: тебя не бросят, если будет тяжело.
На минуту, конечно, засомневаешься: «Это сказка. Я-то одна со своей бедой».
И тут же вспоминаешь медсестру, которая так ласково говорит с дедушкой, и знакомую, которая помогает договориться о госпитализации, и врача, который утешает тебя и подробно объясняет, какие шаги ты можешь теперь предпринять, и старшую коллегу, которая произносит искренние слова поддержки и понимания.
Не бросят.
И потому для меня важно, что средства от продажи книги издательство «Компасгид» направит в пользу детского хосписа «Дом с маяком».
Я увидела, что такое неизлечимая болезнь и паллиативная помощь, как трудно достать обезболивающее, какая нагрузка ложится на врачей и медсестер, и как сильно пациенты и их близкие нуждаются в чувстве спокойствия и защищенности перед лицом смерти.
В памятке для родственников я прочитала: «Просто будьте рядом, держите его за руку». Мне кажется, «Маяк — смотри!» тоже об этом. Она рядом, она держит тебя за руку.