Екатерина Мурашова: «Подростки не читают классику и не просят у нас за это прощения»
Психолог и писатель Екатерина Мурашова провела в издательстве «Самокат» лекцию о том, как меняется отношение к чтению и почему современным подросткам не подходят наши методы преподавания литературы. Вот мой конспект лекции и несколько мыслей после.
Анализируя историю письменности от клинописных табличек до наших дней, Екатерина Мурашова выделила три этапа развития наших отношений с книгой:
1. Книга как способ передачи знаний
Тексты учили наизусть. Так было в шумерской школе, так заучивали Библию, английскую историю, параграфы из учебника.
2. Книгу начали толковать
Возникла идея гиперсмысла, который заключен в тексте. Что хотел сказать автор? Трактовали книги специальные люди вроде толкователей Торы и критика Белинского. Подразумевалось, что есть некая единственно-верная трактовка, которую нужно обнаружить и донести до всех остальных.
3. Книга как зеркало
В эпоху Возрождения возникла идея, что каждый человек — личность. А зачем личности Белинский? Можно и самой разобраться. Со временем эта идея пришла в педагогику, и учителя литературы выбрали новый подход: «узнай себя в героях классической литературы. Все мы немножко Гамлеты и Катерины из «Грозы» Островского». Этот подход считался новаторским, но Екатерина Мурашова уверена, что он устарел. Проблемы, которые решали те герои, сегодня перестали быть проблемами. Не обязательно топиться, можно просто развестись.
Поэтому когда подросток спрашивает: «Зачем все это учить? Зачем знать, что хотел сказать автор?», можно ему ответить, что не бывает дома без фундамента и современное образование построено на древней традиции отношения к книге как к источнику знаний, смыслов и ценностей. А педагогика — сфера консервативная.
Но современным детям ни один из трех вариантов не подходит:
- Зачем заучивать? Есть же гугл.
- Трактовать? В целом интересно, но смущает наличие «правильного ответа».
- Увидеть себя в героях как в зеркале? Не получается. Мир изменился.
«Современные подростки отличаются от нас тем, что отказались от «сакральности» текста. Мы любили читать Стругацких, а не Толстого, но признавали гений Толстого и наше несовершенство, мешающее нам его понять. А современные дети отказались от авторитетов.
Наша культура по-прежнему текстовая. Сегодняшние подростки читают и пишут гораздо больше, чем предыдущие поколения. Только читают они не классические тексты и не просят у нас за это прощения. Они это в себе приняли и пошли дальше».
Выводы:
- Подростки считают, что каждый может создавать текст
- Если тексты не «сакральны», значит их можно менять и компилировать
- С помощью текста подростки выражают себя и свое мнение (блоги, фанфики)
- По-прежнему признают значимость текста и испытывают уважение к человеку, владеющему искусством слова.
Закончила Екатерина Мурашова тем, что сейчас в мире всего в избытке, кроме смысла. С помощью книги, интерактивности текстов подростки достраивают себя и мир.
После лекции я подумала, что вопрос с изучением классики в школе обсудили уже везде и всюду, но перемен так и нет. Боимся за литературный канон? Что если в школе не заставить, так и не прочитают Толстого, не откроют для себя какие-то определенные ценности?
«По Мурашовой» получается, что проблема решится сама собой, когда вырастут сегодняшние подростки и, раз они отказались от «сакральности» текстов, отменят и обязательный список школьного чтения.
Мне нравится подход европейских школ — книги читают и обсуждают на уроке языка, иногда современные, иногда только отрывки. Тексты каждый учитель выбирает сам — мы пока своим учителям не доверяем, поэтому есть единый список и программа (кстати, о проблемах литературы в школе мне в интервью рассказывала кандидат педагогических наук, эксперт по детскому чтению Екатерина Асонова).
При таком разнообразии книг, как сегодня, мне кажется, будет активно развиваться сфера дополнительного литературного образования — в рамках книжных клубов, библиотек, издательств, индивидуальных и групповых занятий (см. мое интервью с ведущими книжных клубов на сайте «Папмамбук»). Потому что всегда были и будут люди, для которых искусство и литература в частности — это способ познания мира. Просто хочется свободы в выборе книг и чтобы не клеймили: детективы читаешь — глупый, лучше классику почитай. Всему свое время.