
О чем спорят критики детской литературы
Добрый критик, злой критик
Отметила для себя, что критики, которые сами пишут художественные тексты (а таких на фестивале половина), были склонны хвалить произведения или молчать. А если уж решали высказать замечание, то делали это спокойным доброжелательным тоном.
С другой стороны, быть добрым и вежливым в нашем обществе правильно, похвально и безопасно. Быть жестким и прямолинейным — смело, но чревато.

Вот дружу я с писателем, читаю его новую книгу и вижу, что она плоха. Я должна промолчать? Это больно. Я за честность.

Критик — работа опасная и эмоционально сложная. Мне, например, на публичный отрицательный отзыв не хватит духа.
Но как читателю, отрицательные рецензии мне интересны. Это добавляет просматриванию книжных сайтов азарта — похвалили или поругали? А если поругали, то какие привели аргументы? Ведь недаром в журналистике «лучшие новости — это плохие новости».
Вопреки распространенному мнению «критиковать легко, а ты попробуй сам напиши!», писателей гораздо больше, чем критиков. Взгляните на статистику «детгизовского» фестиваля: от критиков поступило всего 26 заявок (против 251 от прозаиков и 69 от поэтов).

Критиками вынуждены становиться сами писатели: Ирина Лисова (Павлова) регулярно пишет статьи о детской литературе, Елена Борода (Владимирова) сотрудничает с журналом «Переплет», Елена Ленковская начинает колонку о детской литературе в журнале «Урал», поэт Ольга Лишина (автор текстов песен для группы «Мельница») публикует свои рецензии в блоге.
Критики против обозревателей

Читателю нужен не столько критик, сколько навигатор, нужны обозреватели вроде Евгении Шафферт. А критика — это для очень узкого круга.
За навигацией, краткими обзорами массовость, приоритет и читатель.

Что читать?
Если вам интересны большие критические статьи, то их вы найдете в «толстых» журналах «Октябрь» (периодически выпускают «детские» номера) и «Урал» (есть рубрика «Детская»). Архивы журналов доступны онлайн.
Из участников фестиваля за подробную литературоведческую критику отвечают:
- Елена Ленковская (ее статья «Детский Декамерон. Заметки о новой детской литературе» вызвала много споров)
- Кирилл Захаров, библиограф РГДБ, эксперт конкурса «Книгуру», публикуется на сайте «Библиогид» и в журнале «Октябрь»
- Алена Бондарева (обратите внимание на ее статью в журнале «Октябрь» «Без особых примет»). Также руководит проектом «Rara Avis. Открытая критика», где о детской литературе хорошо пишут Марина Соломонова и Наталья Медведь.
Если предпочитаете обзоры, ваш выбор гораздо шире:
- Обзоры Евгении Шафферт, ее колонка о лучших иллюстрированных книгах на сайте «Картинки и разговоры»
- Рубрика «Коротко» на сайте «Библиогид»
- Каталоги «100 лучших новых книг для детей и подростков»
- Каталоги РГДБ «Детям и о детях»
- «Антология новой детской литературы», составленная Натальей Кочетковой для «Ленты.ру»
- Обзоры Ольги Бухиной для сайта «Лиterraтура»
- Колонка Дарьи Варденбург в «Афиша Daily»
- Колонка «Детское чтение с Павлом Крючковым» в «Новом мире»
- Рубрики «Читаем с родителями» и «Читаем без родителей» на сайте журнала «Читаем вместе»
- Видеорецензии Дмитрия Гасина
- В журнале «Переплет»
- Эссе о книгах на «Папмамбуке» — нечто среднее между обзорами и аналитикой, посвящены тому, что и как читать с детьми.
И это еще не полный список.

«ДЕТГИЗ» выпустит сборник критики
Результатом работы семинара критики должен стать сборник статей участников. Директор «ДЕТГИЗа» Алла Юрьевна Насонова надеется, что это будет не аннотация, не навигация, не злобная рецензия, а проза о литературе.
Статьи будут написаны специально для сборника с учетом того, чему критики научились на семинаре.
А научились они вот чему:
- Критик должен быть читателю собеседником, другом, единомышленником
- Критический текст прежде всего должно быть интересно читать
- Образцом для критиков должны стать Мирон Петровский, Самуил Лурье (он же С. Гедройц) и статья Чуковского о Лидии Чарской.
Сборник почти наверняка выйдет крошечным тиражом 100-300 экземпляров и разойдется по библиотекам, но я его очень жду — может получиться портрет новейшей детской литературы глазами молодых, но уже профессиональных критиков.
Надеюсь, что сборник поможет нам разобраться в тенденциях — как и о чем говорит современная детская литература, как она меняется, как соотносится с зарубежной. Для писателей и издателей это редкая возможность взглянуть на себя со стороны. А это необходимо, если мы хотим развиваться и делать такие книги, которые оценят не только у нас, но и за рубежом.
Вам также может понравиться

Екатерина Мурашова: «Подростки не читают классику и не просят у нас за это прощения»
27.05.2019
Как сделать буктрейлер
16.08.2015