Вдохновение,  Обзор

10 книг для писателей на все случаи жизни

«Я писал и так научился писать» — говорит Нил Гейман. «Много читать и много писать» — вторит ему Стивен Кинг. Чтобы стать писателем, учебники не обязательны. А если парализует страх неудачи, неуверенность в своих способностях? Нет времени, потому что дети, дом, работа? Или просто интересно, как у профессиональных писателей все устроено? Я читаю книги про писательство в поисках поддержки, из любопытства к чужому опыту, ради знаний и более глубокого понимания этой сферы жизни. Вот книги, которые были полезны мне. Надеюсь, и вам они пригодятся.

1. «Большое волшебство», Элизабет Гилберт (автор книги «Есть, молиться, любить») — если вы хотите писать, но боитесь критики, отказа, неудачи, думаете, что у вас нет способностей, книга подскажет, как договориться со своим страхом.

«Я попыталась построить свою жизнь так, чтобы страх и творческое начало смогли в ней мирно сосуществовать. Похоже, они неотделимы друг от друга, как сиамские близнецы, — творчество и шагу не может ступить без того, чтобы рядом не шел страх».

2. «Учись видеть. Уроки творческих взлетов», Марина Москвина — если думаете, что ничего интересного не происходит и писать не о чем, Марина Москвина научит вас замечать удивительное в повседневной жизни и прокачать свою наблюдательность. А заодно порекомендует кучу детских и не только книг (все кругом говорят: хорошие писатели получаются из хороших читателей).

«Блокноты и дневники дают нам возможность оттачивать свою неотточенную наблюдательность. Впечатления к нам врываются в огромном изобилии. Их надо постоянно фиксировать, что само по себе уже творчество и к тому же отличное сырье для художественных и документальных произведений».

«Внутренний контролер сглаживает острые углы, полирует рельеф события и ощущения, гасит ослепительную яркость красок и всему норовит придать благопристойный вид. Смело говорите, что вы хотите сказать. Не беспокойтесь, правильно это или нет, вежливо ли, уместно ли. Пусть это выплеснется наружу. Пишите о близком, о пережитом, о том, что накипело. Поймайте интонацию, которой вы разговариваете с самим собой, и шпарьте! Я бы даже вот так сказала: не думайте».

3. «Дзен в искусстве написания книг»Рэй Брэдбери — знаменитый фантаст откровенно делится своим опытом — как от подражательства другим он пришел к своему собственному голосу. И оказалось, что миру не нужно очередное «так принято», а нужно именно ваше, ни на кого не похожее. Моя любимая книга о писательстве — держу ее на столе и часто перечитываю с любого места.

«И пусть искусство не может, как бы нам этого ни хотелось, спасти нас от войн и лишений, зависти, жадности, старости или смерти, оно может хотя бы придать нам сил».

«Если вы пишете без упоения, без пыла, без любви, без радости, вы только наполовину писатель. Это значит, вы постоянно коситесь одним глазом либо в сторону коммерческого рынка, либо в сторону авангардной тусовки, и перестаете быть собой».

4. «Как я нечаянно написала книгу», Аннет Хейзинг — для начинающих писательниц от 12 и старше. Два в одном: художественная повесть и нескучный учебник писательского мастерства. Тринадцатилетняя Катинка пишет книгу о своей жизни с помощью соседки-писательницы. О том, как писательство помогает нам лучше понимать себя и близких. На основе этой книги я провожу писательские мастер-классы для подростков.

«Не говори, что главная героиня грустит, но опиши, как она, повесив голову, бредет по улицам. Не говори, что она расхлябанная, но пусть она часто опаздывает на встречи, часто что-нибудь забывает. Опиши дырки на ее джинсах и нечесаные волосы. Опиши, как ей снова и снова приходится вызывать слесаря, потому что она опять забыла дома ключи. Понимаешь? Штука в том, чтобы не просто называть эмоции и черты характера, а показать их, как в фильме».

5. «Как я пишу», Юлия Кузнецова — вы мама, хотите писать для детей и подростков, но где взять столько времени? Дети, дом, работа… Юлия Кузнецова всё понимает. Она наша современница, мама троих детей, автор 22 книг и лауреат литературных премий. Она уверена, что книгу можно написать, даже если у вас всего два свободных часа в неделю. Без высокомерия она делится опытом и своими писательскими практиками.

«Мое время было утром субботы. На два-три часа в субботу я либо пряталась за домом, чтобы меня никто не видел, с чашкой кофе и ноутбуком, либо, если дело происходило в Москве, уходила в кафе. Пару часов в выходные может выделить любой человек с самым высоким уровнем занятости. Я весьма плохо организованный человек, но тут уж вопрос личной дисциплины. Хватит ли двух-трех часов субботы на полноценную повесть? В моем случае хватило на несколько работ».

«Рассказывать истории так, чтобы было интересно слушать, доступно каждому, только нужно соблюдать нехитрые правила построения текста. «Раньше я все время кричала на детей (экспозиция). Потом как-то раз загрузила себе в телефон лекции Ивана Ивановича Иванова (завязка). Стала слушать, вникать. Со многим была не согласна (развитие действия). Но вот однажды мы поехали с сыном в дельфинарий, он расшалился, и я не закричала, вспомнив советы Ивана Ивановича (кульминация). Вечером сын сказал: «Спасибо, мама» (развязка).» (пост из сообщества мам)».

6. «Человек, который съел машину. Книга о том, как стать писателем»Натали Голдберг — если вы склонны тревожиться, а перфекционизм и «синдром отличницы» ваши вечные спутники, эта книга поможет расслабиться, вспомнить, что писательство — не конкуренция, а состояние потока. Мне нравится спокойный, поддерживающий тон автора. Может, у нее так получается, потому что она проводит параллели между писательством и практикой медитации дзен-буддизма? Книга вышла в США в 1986 году и с тех пор успешно переиздается и переводится на другие языки.

«Когда вы полностью погружаетесь в писательство, не остается писателя, бумаги, ручки, мыслей. Есть только то, что вы пишете, — все остальное исчезает».

7. «Как писать книги», Стивен Кинг — ищете краткую незанудную инструкцию от профессионала? Вот она. Если автобиография Кинга вам неинтересна, переходите сразу ко второй части книги. Кинг рассказывает о своем режиме (2000 слов в день, каждый день, примерно 3 месяца на роман), умоляет не использовать наречия, читать и писать как можно больше. Хорошая новость: необязательно придумывать весь сюжет заранее, пусть персонажи ведут вас — интересно же быть не только создателем романа, но и его первым читателем.

«Чтение – творческий центр жизни писателя».

«Я ставлю группу персонажей (или пару их, или даже одного) в трудную ситуацию и смотрю, как они будут выпутываться».

«Ключ к хорошему описанию – начать с того, чтобы ясно увидеть, а закончить тем, чтобы ясно описать, используя свежие образы и простой словарь».

8. «Ежедневник писателя», Ольга Соломатина — предпочитаете пропустить теорию и сразу перейти к практике? Ольга Соломатина подготовила нескучные задания на каждый день года на основе советов из дневников и писем известных писателей. Можно не только расписаться, но и узнать много интересных фактов про писателей.

«Первые две книги Фрэнка Баума, автора сказки «Волшебник Изумрудного города», были не для детей. И даже не художественными произведениями. Автор начал с жанра нон-фикшен. Первая книга Фрэнка — о разведении кур, которым он страстно увлекался. Вторая – об оформление витрин, написана на заказ. Задание на сегодня: Если бы вам предложили вести колонку в популярной газете, на какую тему вы стали писать? Сочините свою первую заметку».

«Пишите как говорите и тогда читатель услышит ваш голос – голос автора».

«Составьте два списка из 10 пунктов каждый. В первой десятке запишите все плюсы писательства для вас. Во второй – минусы. Возьмите первый список в левую руку, второй – в правую. Какой из них кажется вам более тяжелым по весу?»

 

Следующие две книги не обязательно, на мой взгляд, читать целиком, но в них есть полезные вещи: 

9. «Гениальность на заказ», Марк Леви — если вы застряли, нет идей, не знаете о чем писать и как выйти из тупика, автор бестселлеров Марк Леви советует попробовать метод фрирайтинга.

Суть метода: четкая постановка вопроса (о чем я хочу писать? Что не работает в этой сцене? Чего хочет моя героиня?) плюс ограниченное время (20 минут по таймеру) заставляют мозг быстро находить креативные решения.

10. «Справочник писателя», Эльвира Барякина — посмотреть, как выглядит лицензионный договор с издательством и на что обратить внимание, прежде чем его подписывать.

 

Продолжим список в комментариях? Напишите, какие книги по писательству нравятся вам. 


С 13 февраля 2019 стартует мой курс для подростков «Мастерская коротких историй» в Государственном литературном музее. Там же проходит писательская мастерская Юлии Кузнецовой.

С 3 марта 2019 — второй поток курса Write Like a Grrrl: Young Adult для женщин (18+), которые хотят писать для подростков и молодых взрослых.