Обзор,  Практика

Где учиться на детского писателя?

К началу учебного года подготовила для вас список мест, где учат на детских писателей. Заодно расспросила коллег и рассказала, где и как успела поучиться сама.

А этому точно можно научиться?

На факультете журналистики нам сразу сказали: «Журналистом можно стать, а писателем нужно родиться». И я подумала: ну вот, раскусили! И до пятого курса, пока не вышел первый рассказ, помалкивала о том, что и я тоже того…

И все-таки журфак может быть очень полезен писателю, ведь это постоянная работа с текстом. Стилистика и литературное редактирование, русская и зарубежная литература были моими любимыми предметами и очень пригодились.

Давайте спросим других писателей

Тамара Михеева 
выпускница Литературного института, многократная участница семинаров детских писателей, автор книг «Легкие горы», «Асино лето», «Шумсы» и других:

Что дает литературная учеба? Ты приобщаешься к этому делу как к профессии. У меня произошло переключение в мозгу, я поняла, что это достойное дело. Литинститут и семинары учат нескольким важным вещам: ты нарабатываешь некие приемы, смотришь на свой и чужой текст критически, понимаешь, сколько за тобой поколений писателей, попадаешь в профессиональную среду, которая тебя подпитывает. Я очень благодарна Литинституту и семинарам [молодых писателей].

Когда поэта Анастасию Орлову («Яблочки-пятки», «Речка-речка, где твой дом?», «Мы плывем на лодке» и др.) спросили, почему она, уже состоявшийся поэт, постоянно учится и посещает семинары молодых писателей, Анастасия ответила:

Ну как же? Во-первых, я не думаю, что я уже «состоялась». Я в непрерывном процессе. А общение с другими людьми всегда обогащает. Учиться интересно. И мне есть чему учиться. Это же такое счастье, что есть возможность общаться с нашими мастерами, видеть их, задавать вопросы. А еще семинары и форумы дают авторам возможность познакомиться друг с другом, быть в своей среде. Это тоже очень важно.

7 мест, где учат детских писателей

Я выбрала для вас наиболее интересные варианты: 3 бесплатных и 4 платных.

Фестиваль “Молодые писатели вокруг Детгиза” (новое название “Как хорошо уметь писать”)

Нина Дашевская, Евгения Перлова, Виолетта Минина. Фестиваль “Как хорошо уметь писать”, фото Сергея Махотина, 2013.
Ежегодный 3-дневный семинар при петербургском издательстве «Детгиз». Участие на конкурсной основе, возрастное ограничение – не старше 45 лет. Семинары ведут детские писатели, которые уже стали классиками Михаил Яснов и Сергей Махотин.

Чему учат: 
Вот что говорят о семинаре сами руководители Яснов и Махотин: «Научить можно ремеслу, каким-то приемам, а как научить человека литературе? Она или живет внутри тебя, или нет. У нас, скорее, система обсуждения по кругу. И критика чаще всего именно со стороны ребят, а не с нашей, что важно. В основном мы разговариваем, да и вообще учимся слушать друг друга. Говорим о том, что нас волнует».

Зачем идти:

  • Вы уже поняли, что детская литература — это ваше и хотите развиваться в этом направлении. Но фэнтези и ужастики — не сюда, фестиваль «Детгиза» скорее для тех, кто работает в реалистичном или абсурдистском ключе.
  • Попасть в профессиональную среду, познакомиться с издательством, критиками, писателями. У многих уже издана не одна книга и они охотно делятся опытом сотрудничества с издательствами.
  • Можно получить первую публикацию в коллективном сборнике. А если очень повезет, «Детгиз» издаст ваш текст отдельной книгой.
  • Здесь нет конкурентов и обидной критики, вся группа работает на то, чтобы сделать ваш текст лучше.

Стоимость: бесплатно. Проезд и проживание оплачиваются.

Мой опыт:

На фестиваль «Детгиза» я ездила в 2013 году, семинар проходил в Одессе. У меня как раз вышла первая книжка после конкурса «Книгуру», но я знала, что мне еще многому предстоит научиться. На фестивале я действительно погрузилась в творческую среду — совместное чтение и обсуждение работ развивает и вдохновляет. Было приятно привезти домой сборник со своим рассказом. Но главное, я познакомилась с замечательными писателями, с которыми мы теперь дружим. В октябре я поеду на фестиваль во второй раз — за общением, средой и поддержкой. А для вас напишу подробный отчет!

Филатовский семинар детской литературы

В. Воскобойников, М. Бородицкая, А. Усачев на семинаре, 2015. Фото soyuzpisateley.ru

Семинар проводят живые классики детской литературы Марина Бородицкая и Валерий Воскобойников в рамках Ежегодного форума молодых писателей, организованного фондом Сергея Филатова. Проходит в течение 4 дней в Подмосковье. Участие на конкурсной основе, возрастное ограничение – не старше 35 лет.

Чему учат:
Обучение проходит за обсуждением текстов участников. Высказываются и мастера и другие участники. С мастер-классом приезжают известные детские писатели, издатели, редакторы. В 2015 году, например, мастер-класс давал Андрей Усачев.

Зачем идти:

  • Получить рекомендации и отзывы классиков детской литературы Валерия Воскобойникова и Марины Бородицкой. Если текст им понравится, могут порекомендовать в издательства и журналы.
  • Общение с другими молодыми писателями, обмен опытом.

Стоимость: бесплатно. Проезд, проживание и питание оплачиваются.

Мой опыт:

Я принимала участие в семинаре в 2014 году, замечания Марины Бородицкой оказались невероятно полезными. Валерий Михайлович предпочитает хвалить, подчеркивать достоинства текста. Мне кажется, у мастеров сложился очень удачный тандем. Они действительно «болеют» за успехи семинаристов. К сожалению, я смогла приехать только на один день и полностью оценить программу и условия проживания не могу.

Школа детской книги

Ежегодную Школу при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям в 2015 году организовало издательство «Беринга». Участие на конкурсной основе. Из моих подробных отчетов о каждой из трех недель, что я проходила обучение в Школе, тоже можно многое узнать.

Чему учат:
Лекции и мастер-классы в школе читают профессионалы книжной индустрии: маркетологи издательства «Манн, Иванов и Фербер», директор издательства «Clever», руководитель книжной ярмарки Non/Fiction, дизайнеры, иллюстраторы, разработчики интерактивных книг, директор типографии, детский психолог, директор по маркетингу книжного магазина «Москва» и другие специалисты. Обучение завершается защитой проектов, на которой присутствуют издатели.

Зачем идти:

  • Узнать из первых уст, как устроена российская книжная индустрия
  • Дружелюбная, творческая, вдохновляющая атмосфера
  • Завести полезные профессиональные знакомства
  • Получить навыки продвижения автора и книги

Стоимость: бесплатно

Мой опыт:

Главное, что дала мне Школа — возможность углубить знания в области книжного маркетинга и продвижения. Сотрудники «МИФ» провели очень полезные, структурированные, практические мастер-классы. Отмечу и потрясающе интересную лекцию по детской психологии. А еще я подружилась с невероятно талантливыми людьми.

Высшие литературные курсы 

Фото litinstitut.ru

Двухгодичная вечерняя программа при Литературном институте им. Горького. Нас интересует семинар детской литературы. Руководит им А.П. Торопцев.

Чему учат:
Философии, истории и теории литературы, эстетике, психологии искусства, истории русской критики. Практика тоже есть — в программе 464 часа литературного мастерства.

Зачем идти:

  • Вам нужен серьезный документ государственного образца
  • Вы хотите получить серьезную гуманитарную базу и не боитесь сдавать зачеты и экзамены и защищать дипломную работу
  • Полное погружение в среду, возможность публикации в литературных журналах, конкурсы для студентов Лита и дополнительные мастер-классы

Стоимость: 84500 рублей в год.

Опыт:
Майя Лазаренская, студентка Высших литературных курсов, автор книг «Троянский кот», «Конкур в ритме солнца», «Копилка со смешинкой»:

Я пришла на высшие литературные курсы потому, что хотела получить профессиональное образование в области литературы. Подкупало и то, что в свое время эти курсы заканчивали такие мэтры, как Чингиз Айтматов, Римма Казакова, да и современные и уже известные писатели, например, Эдуард Веркин.
На ВЛК работают семинары прозы, поэзии, литературной критики, драматургии, художественного перевода, детской литературы. Мастер-классы обычно проходят довольно дружелюбно, но для кого-то критика может показаться жесткой. К этому нужно быть готовым. Лично для меня, помимо творческих мастерских, очень интересными оказались лекции по истории искусств и философии. Конечно, ВЛК не гарантируют, что выпускник сразу станет издаваемым автором, но помогут разобраться, не зря ли ты выбрал путь литератора, не напрасно ли стучишься в эту дверь.

Мастерская детской литературы в Creative Writing School

В июне в качестве журналиста я побывала на первом занятии мастерской детской литературы, которую в школе Майи Кучерской CWS ведут критик, эксперт нескольких премий в области детской литературы Ксения Молдавская и писатель, колумнист Ирина Лукьянова, автор повести для подростков «Стеклянный шарик», лауреат конкурса «Книгуру». В рамках курса также поделились опытом писатель Стас Востоков и критик, эксперт «Книгуру» Мария Порядина.

Чему учат:
10 уроков охватывают большую часть вопросов, волнующих начинающего автора: современное состояние детской литературы, сюжет, герои, язык, жанры детской литературы, должен ли детский писатель «воспитывать» читателя, правила оформления рукописей, конкурсы, отношения с издательствами и т.д.

Зачем идти:

  • Вы новичок и ничего не знаете о детской литературе. Вы не хотите тратить пару лет на самостоятельное погружение в тему методом проб и ошибок. Вам нужны наставники, команда единомышленников, задания и разбор ваших текстов
  • Вдохновляющая, дружелюбная и уважительная атмосфера. Здесь главное – погрузиться в любимое дело и найти единомышленников
  • Этот курс ближе всего к тому, как преподают литературное мастерство за рубежом, где creative writing – популярное хобби
  • Все очень стильно: фирменные блокноты, папки, бланки, бейджи. Занятия проходят в главной детской библиотеке страны
  • Лекторы действительно знают, о чем говорят, и готовы вас вдохновлять и поддерживать. Ирина Лукьянова чуткий педагог, бережно относится к чувствам автора — наверное, сказывается многолетний опыт преподавания русского и литературы в школе. Ксения Молдавская называет себя «злым полицейским», но злят ее только совсем никуда не годные тексты, а критика всегда по делу

Стоимость: 25000-30000 рублей за 10 занятий. Цена, конечно, страшная, но по итогам конкурса двое могут обучаться бесплатно, а еще двое — с 50% скидкой.

Опыт:
Выпускница мастерской Ольга З:

Спасибо нашим мастерам Ирине Лукьяновой и Ксении Молдавской за то, что развеяли миф о том, что детских писателей не существует. Для меня самым ценным опытом стали читки и разбор заданий, а также возможность побывать в группе единомышленников, сотворчество и сотрудничество с талантливыми «одноклассниками», и конечно, кладезь нюансов в различии написания детской и «взрослой» литературы. Мне кажется, аналогов такой мастерской нет сейчас нигде, а программа наших мастеров — уникальна. А главное — спасибо за вдохновение и за то, что теперь у меня появилось более четкое представление о том, как подступиться к своим идеям.

Курсы “Литсовет”

Елена Ленковская, Ольга Колпакова и участница курсов. Фото vk.com/litkurs

Литературные курсы в Екатеринбурге ведут известные детские писатели Ольга Колпакова (автор более 50 книг, лауреат многих премий, координатор премии им. Крапивина), Светлана Лаврова (автор более 80 книг, лауреат премий «Книгуру» и «Книга года») и Елена Ленковская (лауреат «Книгуру»). С мастер-классами заглядывают и другие известные писатели.

Чему учат:
Курс состоит из 30 лекций, творческих встреч и практических занятий. В программе такие темы, как «Литературный конструктор и его элементы», «Что делать в творческий кризис?», «Как писать стихи?», «Крючок для читателя», «Писательские грехи и ошибки», «А можно ль рукопись продать?». На каждом занятии курсанты выполняют творческие задания и зачитывают получившееся вслух.

Зачем идти:

  • Вы начинающий писатель и хотите быстро и в интересной форме получить ответы на самые распространенные вопросы. Живете в Екатеринбурге.
  • Преподаватели — профессиональные писатели, выпустившие поразительное количество популярных детских книг.
  • Насыщенная программа, практические задания и разбор текстов каждого участника.

Стоимость: 6000 рублей за курс.

Курсы “Мастер текста”

Фото vk.com/lit_kurs

Платные курсы, организованные издательством «Астрель-СПб». Можно обучаться очно в Санкт-Петербурге или онлайн.

Чему учат:
Ремеслу. Курс ориентирован на авторов массовой коммерческой литературы, в основном жанровой. Лучшие тексты выпускников публикуют. По итогам семи сезонов онлайн и еще семи очных опубликовали 19 книг.

Зачем идти:

  • Вы начинающий писатель и не определились, что именно хотите писать — детское, фэнтези, фантастику или взрослую прозу. Здесь вам расскажут обо всем.
  • Мастер-классы ведут редакторы издательства, а также известные приглашенные писатели. Например, в рамках курсов опытом поделились Наринэ Абгарян и Наталья Щерба.
  • В течение года после окончания курсов рукописи выпускников рассматриваются в издательстве АСТ в приоритетном порядке.

Стоимость: онлайн-курс 5500 рублей, очный в Санкт-Петербурге 14500

Опыт:
Светлана Волкова, автор книги «Подсказок больше нет» и многих рассказов:

Я выпускница первого потока курсов «Мастер текста» (2013). Учиться было невероятно интересно. Наши преподаватели -редакторы Александр Прокопович, Александр Мазин и детский писатель Екатерина Матюшкина помогли утрамбовать некий сумбур в голове и научили объективно работать с текстом. В рамках курсов были организованы мастер-классы писателей Леонида Юзефовича, Елены Чижовой, Марины Степновой и других.

Я пришла с проблемой «короткого дыхания»: до курсов я писала и издавала короткие рассказы и повести, как взрослые, так и детские, а на большой объем дыхания не хватало. Конечно, сделать из человека писателя не может ни один институт, тем более курсы, но можно научить видеть текст с точки зрения структуры, глубокого редактирования и понимания, где что пошло не так. Особенно это важно, когда пишешь роман или большую повесть.

После курсов мне стало нестрашно работать с «большой дистанцией». Через год в «АСТ» вышел мой первый большой роман для подростков «Подсказок больше нет», ставший финалистом конкурса «Книгуру»-2015. Сейчас готовится к выходу книга «Джентльмены и снеговики», в мае этого года рукопись вышла в финал конкурса им. Сергея Михалкова.

Считаю, что писатель обязательно должен использовать любую возможность учиться и брать мастер-классы, и очень хорошо, что в последние годы это стало возможно делать не только очно, но и онлайн.

Создать свою команду

Писатели Анастасия Орлова, Юлия Кузнецова и Анна Ремез
Я убеждена, что писателю нужны единомышленники. Те, кто будут читать, критиковать, поддерживать, давать обратную связь. Мы с моими друзьями детскими писателями читаем рукописи друг друга и планируем организовать регулярные встречи. Это очень полезно — услышать мнение коллег. Но важно найти тех, чьему мнению доверяешь.
Если у вас нет возможности поехать на семинар или пойти на курсы, загляните в группу конкурса «Новая детская книга». Там начинающие и продолжающие писатели знакомятся, делятся опытом и даже создают творческие объединения.
Какие литературные курсы посещали вы?