Обзор,  Практика

Как читать книжки-картинки без слов

В книжках Аарона Бекера «Путешествие», «Приключение» и «Возвращение» нет ни единого слова, но они захватывают воображение и позволяют читателю стать рассказчиком. На примере его книг я составила путеводитель, как читать книжки-картинки без слов и какие задания предложить детям после чтения.

Я не ожидала, что уйду в «Путешествие» с головой и с детским нетерпением буду ждать продолжения серии. И не я одна — судя по рецензиям, книги Аарона Бекера способны и взрослого увлечь в волшебный мир фантазии.

«Путешествие» знакомит нас с девочкой, которая, спасаясь от скуки, рисует красным мелком дверь на стене своей комнаты и попадает в волшебное королевство. Там ее ждет каменный город-водопад, полет на воздушном шаре и ковре-самолете, и удивительная фиолетовая птица, которую необходимо спасти от преследователей. Судьба девочки зависит от силы ее воображения, а воплотить придуманное в жизнь помогает красный мелок.

Ловлю себя на мысли, что картинки словно оживают и я смотрю увлекательный мультфильм.

Вторая часть серии, «Приключение», начинается там, где мы простились с героиней в финале «Путешествия». Она встречает мальчика с фиолетовым мелком, и вместе они отправляются навстречу новым приключениям. Их ждет настоящий квест (в оригинале книга так и называется — Quest): чтобы спасти короля, нужно следовать карте и отыскать все цветные мелки. Для этого детям придется отправиться на спруте в подводное царство, верхом на носороге преодолеть джунгли, пройти по шаткому мостику между двумя скалами и не дать императору с воздушного корабля завладеть мелками.

Прелесть книжки-картинки без слов в том, что разные люди «прочтут» ее совершенно по-разному.

Я с Аароном Бекером совершенно согласна. Читатель становится участником происходящего и с удовольствием додумывает, откуда появились цветные мелки, кто такой император и для чего он решил эти мелки похитить.

источник доступен по клику на картинку

Замечаю, что волшебный мир во многом напоминает наш — в джунглях есть город, похожий на Мачу-Пикчу, под водой скрываются древнегреческие руины, на вершине заснеженных гор — буддийский храм. Это узнавание, безусловно, добавит ребенку и взрослому тем для разговора во время чтения.

Как говорит Аарон Бекер, в текстовой книге история ведет нас, и когда слова кончаются, мы вынуждены перевернуть страницу. А в книге без слов мы можем задержаться на странице столько, сколько захотим, изучая этот мир и украшая его собственными деталями и историями.

Если в основе «Путешествия» лежит тяга ребенка к фантазированию, а в основе «Приключения» — совместная игра и сотворчество двух друзей, то заключительная часть, «Возвращение», добавляет к повествованию еще одного героя — папу девочки. Обнаружив дома приоткрытую красную дверь, он отправляется в волшебный мир в поисках дочери.

В третьей книге император и его солдаты придумали новый способ завладеть волшебными мелками. Девочка и ее папа становятся участниками нового приключения. Визуальный ряд завораживает — ночной полет на грифоне, погружение на подводной лодке и наконец — таинственная пещера с петроглифами, которые подсказывают папе, что у него тоже есть волшебный мелок.

Я листаю назад, к первой странице, проверить — неужели черный мелок в самом деле был все это время у него в кармане? Точно! Корю себя за то, что пропустила столь важный элемент сюжета, но тут же понимаю, что художник нарочно так расставил акценты, чтобы в конце читатель воскликнул: «Ну конечно! Как же я сразу не догадался!».

Когда папа обнаруживает мелок, название книги открывается для меня с новой стороны. Это не только возвращение в уже знакомый нам волшебный мир, но и возвращение в детство.

Чтение трилогии Аарона Бекера может стать особенным и запоминающимся опытом для взрослого и ребенка, удивительным пространством совместного творчества и игры.

Как читать книжки-картинки без слов? Советы Аарона Бекера

  1. Не будьте единственным рассказчиком истории, придумывайте ее вместе с ребенком.
  2. Начните с названия и обложки, затем рассмотрите рисунки на форзацах. Спросите ребенка: «Как ты думаешь, о чем будет книга?» и «Почему ты так думаешь?»
  3. Во время чтения интересуйтесь: «Что ты здесь видишь? А еще? А еще?». Пусть ребенок почувствует себя не просто слушателем, а активным участником процесса.
  4. По мере развития сюжета, спрашивайте: «Как ты думаешь, что чувствует герой? Как ты это понял? А ты сам когда-нибудь чувствовал себя так же?»
  5. Когда герой оказывается перед лицом опасности, спросите ребенка, как бы он поступил в подобной ситуации.
  6. Если ребенку трудно сосредоточиться, начните сами рассказывать историю. Ребенок может добавить удивительную деталь или продолжить историю самым неожиданным образом.
  7. Не торопитесь перелистывать страницы, приглядитесь — и вы обнаружите много интересного.

5 интересных фактов об Аароне Бекере

  1. В детстве мечтал стать космонавтом, но передумал, узнав, что для этого придется проходить военную подготовку. Вместо этого начал рисовать космические приключения и понял, что больше всего ему нравится создавать собственные миры.
  2. Аарон Бекер всегда мечтал иллюстрировать детские книги, но долго откладывал. Он успел поработать графическим дизайнером, вожатым в лагере, учителем рисования и около десяти лет посвятил киноиндустрии. В качестве дизайнера он принимал участие в создании анимационных фильмов для детей «Полярный экспресс» (2004), «Тачки» (2006), «Дом-монстр» (2006), «Рождественская история» (2009).
  3. Поначалу Аарон Бекер планировал, что в «Путешествии» будет текст, но когда закончил эскизы и собирался добавить слова, понял, что они не нужны.
  4. «Путешествие» не задумывалось как трилогия, но после выхода первой книги Аарон Бекер понял, что хочет вернуться в волшебный мир и решил создать еще две истории.
  5. Прообразом каменного города-водопада стал остров-крепость Мон-Сен-Мишель во Франции, где Аарон Бекер побывал вместе с семьей, когда ему было 12 лет.

Чем заняться после чтения:

1. Нарисуй собственную историю в картинках

В этом помогут советы Аарона Бекера:

  • Нарисуй свою дверь, за которой начинаются приключения.
  • Ты плывешь по реке и вдруг видишь, что впереди водопад. Ты вот-вот упадешь с большой высоты! Нарисуй, как тебе удалось спастись.
  • Путь преграждает чудовище. Нарисуй, как ты с ним справишься.
  • Победив чудовище, ты оказываешься на краю пропасти. Нарисуй, как ты перебрался на другую сторону.
  • Ты преодолел пропасть, но на этом твои приключения не заканчиваются. Нарисуй, что было дальше.

2. Запиши истории, которые ты придумал во время чтения «Путешествия», «Приключения» и «Возвращения»
Дай название каждой главе. (Идея из статьи эксперта «Папмамбука» Анны Рапопорт «Видеть, говорить, писать»)

3. Укрась комнату или класс самодельными фонариками как в волшебном лесу
Аарон Бекер подготовил инструкцию (на английском, но по фотографиям все понятно).

4. Нарисуй карту волшебного мира и сравни с нашим

  • Обозначь на карте удивительные места, которые встречаются в книгах Аарона Бекера и придумай им названия. Какие места нашего мира они тебе напоминают?
  • У города-водопада уже есть имя – Паллонезия. Так в одном из интервью его называет Аарон Бекер. Ты с ним согласен или у тебя есть более подходящее?
  • Аарон Бекер много путешествует. Он побывал в Восточной Африке, Океании, Европе и Японии. Найди в его книгах предметы, вдохновленные его путешествием в Японию.

5. Составь иллюстрированный справочник волшебных существ
Найди и зарисуй всех фиолетовых существ, которые появляются в книгах Аарона Бекера, а также запиши все, что ты о них знаешь. А чего не знаешь – придумай!

При подготовке использованы материалы сайта Аарона Бекера http://www.storybreathing.com