Интервью

Где учились мастера: Яснов и Махотин о литературной учебе

Продолжаю рассказывать о фестивале «Молодые писатели вокруг ДЕТГИЗа», который прошел 6-8 октября 2016 года в Петербурге. Предыдущий материал был посвящен дискуссии о литературной критике, а сегодня узнаем, у кого и как учились писать для детей наши мастера — Михаил Яснов и Сергей Махотин.

Вот уже 8 лет издательство «ДЕТГИЗ» собирает молодых русскоязычных детских писателей на ежегодный литературный семинар. Это одна из немногих бесплатных возможностей для тех, кто пробует себя в детской литературе (о других курсах и семинарах я писала в материале «Где учиться на детского писателя»).
На семинарах «ДЕТГИЗа» «выросли» уже известные Анастасия Орлова («Яблочки-пятки», «Речка-речка, где твой дом?»), Нина Дашевская («Я не тормоз», «Вилли»), Анастасия Строкина («Кит плывет на север»), Анна Ремез («Пятнадцать», «Волны ходят по четыре») и другие.
Свою задачу фестиваль выполняет и даже перевыполняет. Это толчок, поддержка, учеба и так необходимая детским писателям площадка для общения. Выпускники семинара, уже состоявшиеся писатели, с удовольствием возвращаются на фестиваль, чтобы увидеться с друзьями, поговорить о важном и поделиться опытом. Обсуждается и разбирается каждая рукопись, причем тактично и доброжелательно.

А как и у кого учились сегодняшние классики?

Об этом я попросила рассказать бессменных руководителей семинара Михаила Яснова и Сергея Махотина.

Михаил Яснов

Поэт, переводчик с французского, автор более 60 книг для детей («Детское время», «Чучело-Мяучело», «Носомот с Бегерогом», «Путешествие в Чудетство», «Мама, смотри на меня!» и др.), более 50 книг переводов. Составитель сборников произведений современных детских писателей («Колесо обозрения» и др.). Лауреат премий им. Маршака и им. Чуковского, премии правительства Российской Федерации за стихи для детей. В 1970 году окончил вечернее отделение филологического факультета ЛГУ им. Жданова. Параллельно работал в издательстве, прошел путь от грузчика до старшего редактора.

Михаил Яснов: “На меня сильнейшее впечатление произвела первая книга Вадима Левина «Глупая лошадь», которая вышла в 1969 году. Тогда я и не думал, что буду заниматься детской литературой, но вдруг увидел на фоне усредненной поэзии нечто необычное, неожиданное. Это меня очень обрадовало.

Первые стихи для детей я написал в начале 70-х — и только после того, как уже довольно много прочитал: например, Хлебникова (он, конечно, не детский поэт, но дает потрясающую возможность понять, что такое словесная игра и как устроен язык), всех наших любимых обэриутов (Даниил Хармс, Александр Введенский и др). Маршака я, к сожалению, никогда не видел, но на Маршаке я рос, моей первой азбукой была «Азбука» Маршака.

Учился я, в основном, у Валентина Дмитриевича Берестова. Я приезжал в Москву и заходил к нему, или он приезжал в Ленинград и нередко останавливался у нас. Я показывал ему стихи, и мы сидели над ними с карандашом. У него была фантастическая способность мгновенно править стихи или, если не править, то четко указывать болезненное место. Он все время напоминал слова Маршака о том, что в детской поэзии должна быть чистота языка. Это я, надеюсь, усвоил. С Берестовым мы дружили двадцать пять лет, и это для меня чрезвычайно важно.

Когда вышла моя первая книжка, я неожиданно получил письмо от Заходера, что для меня тоже было важно. Он указал, какие вещи ему нравятся, какие не нравятся. Но потом я никак не мог попасть к нему в гости — это отдельная новелла. Так что это письмо остается единственной весточкой от него.

И третьим важным для меня во время учебы человеком был Генрих Сапгир. К великому сожалению, с ним я тоже не был знаком лично, но много раз слушал, как он читает стихи.

Вот три разные традиции, которые я постарался «подцепить» — а уж что из этого получилось… (смеется)».

Сергей Махотин

Автор стихов и рассказов для детей, исторической прозы («Я видел директора в тапках», «Я сам!», «Включите кошку погромче» и др). Лауреат премии им. Маршака, обладатель Почетного диплома Совета по детской книге (за повесть «Вирус ворчания»). Прежде чем стать писателем, служил в армии, работал звукооператором на телевидении, учился в Институте киноинженеров. Окончил поэтическое отделение Литературного института. Первые сборники стихов вышли в 1985 году. В настоящее время редактор журнала «Чиж и Ёж» и детских передач на «Радио России».

Сергей Махотин: «Я начинал как взрослый стихотворец — поступил в Литературный институт на очное отделение, учился в семинаре Льва Ивановича Ошанина. У него был безупречный поэтический слух, он очень много нам дал.

Беда в том, что я никак не мог найти свою собственную интонацию. В Литературном институте на меня обрушилась такая глыба мировой культуры и литературы, что я невольно начал подпадать под влияние самых разных писателей. Я довольно долго мучился этим, чувствовал себя совершенно никчемным, пока на четвертом курсе не написал одно, второе, третье стихотворение для детей. Многим стихи понравились, газета «Комсомольская правда» напечатала стихотворение «Щенок». Оно выдержало несколько переизданий, путешествует из книжки в книжку.

Почему у меня получились детские стихи, что дало им толчок, я уже и не помню. Главное, что в детских стихах я почувствовал себя абсолютно свободным, мне никому не нужно было подражать, я говорил голосом ребенка, который жил во мне все эти годы и ждал своего часа, чтобы рассказать о своих школьных происшествиях, о себе самом, о своих друзьях. Свою интонацию я нашел именно в детской литературе.

Потом у меня появились друзья среди детских писателей. Первые стихи я показывал Михаилу Давидовичу Яснову, он к тому времени уже многое написал, у него даже вышла первая книжка, а тогда издаться было очень трудно.

Тогда, как и сейчас, были совещания молодых писателей, был семинар при «Мурзилке». На совещаниях, которые проводил журнал «Костер», появились теперь уже всем известные имена Марина Москвина, Марина Бородицкая

Я знал Валентина Берестова, дружил с ним. Когда приезжал в Москву, обязательно заходил к нему в гости. Мы называли его «дядя Валя». Среди моих учителей были Радий Погодин, Николай Сладков. Я работал в журнале «Костер», которым тогда руководил Святослав Сахарнов — его уроки я тоже помню, он заставлял работать над каждым словом. С учителями мне очень повезло».

Радует, что традиции литературной учебы живут, а Михаил Яснов и Сергей Махотин стали чуткими и внимательными учителями новому поколению детских писателей.