Интервью,  Практика

Как организовать свой книжный фестиваль: Анастасия Скрыпка и «Батискаф»

29 октября в Зеленограде прошел первый семейный книжный фестиваль «Батискаф», который организовала мама троих детей Анастасия Скрыпка. Год назад по финансовым и семейным причинам ей пришлось закрыть свой книжный магазинчик «Читай-Болтай», но она не могла смириться с нехваткой книжных мероприятий в городе. Давайте посмотрим, что из этого получилось и попросим Анастасию поделиться опытом.

Идея семейного книжного фестиваля у Анастасии зрела давно. В ноябре 2015 года она прошла трехнедельную «Школу детской книги», где познакомилась с руководителем издательства «Беринга» Таней Беринг, которая и подтолкнула ее к тому, чтобы заняться наконец фестивалем, а потом помогла с программой и некоторыми участниками. ​Там же Анастасия встретила меня, и я с удовольствием приехала представить новую книжку и сделать о фестивале репортаж.
Перед тем, как приступать к планированию, Анастасия для верности прошла курс «Организация и продюсирование мероприятий», где получила теоретическую базу и, как и в «Школе детской книги», общение с увлеченными людьми, которое всегда вдохновляет.

Подготовка мероприятия заняла четыре месяца.

С концепцией фестиваля Анастасия пришла к руководителю проектного отдела Культурного центра «Зеленоград». Идею приняли с энтузиазмом и включились в работу. Анастасия признается: без коллег из КЦ ее идея осталась бы на уровне милой презентации.

Когда дата фестиваля была назначена, придумали название и логотип, а также распределили обязанности в команде. Анастасия отвечала за подготовку презентаций для участников, партнеров и спонсоров, составление плана и программы, договаривалась с участниками, создавала и наполняла сайт, вела группы в социальных сетях.
В фойе посетителей встречает книжная ярмарка, где разместились 12 детских издательств — «Самокат», «Компасгид», «Белая ворона», «МИФ-Детство», «Беринга», «Абрикобукс», «Розовый жираф», «Clever» и другие.
Анастасии удалось договориться с площадкой о низкой стоимости аренды торгового места — всего 1410 рублей за весь день. Ярмарка по выгодным издательским ценам, которые на 30-50% ниже, чем в интернет-магазинах, определенно порадовала покупателей.
На прилавках непривычный для многих родителей ассортимент: книги современных авторов и художников, минимум переизданий и классики.
«Осенняя книга» из серии «Городок» — лидер продаж издательства «Самокат». Также на стенде новинки — «Ночной цирк» и «Собачка, которой у Нино не было».

Почему издательствам интересны локальные книжные фестивали? Я поговорила с представителями нескольких издательств и выяснила.

Во-первых, для них это возможность напрямую пообщаться с покупателями и представить свои книги в лучшем виде и по лучшей цене.

Во-вторых, фестивали способствуют узнаваемости издательства, авторов и книг.
В-третьих, зеленоградцы и жители подмосковных городов еще не избалованы книжными мероприятиями, что положительно сказывается на продажах.

В первом и втором выпусках справочника «Живые лица: навигатор по современной отечественной детской литературе» от издательства «Беринга» вы найдете биографии, эссе, блиц-интервью и библиографии детских писателей.

У издательства «Беринга» на фестивале «Батискаф» купили в два раза больше книг, чем в тот же день на Фестивале детской книги в РГДБ в центре Москвы.

Руководитель издательства «Абрикобукс» Людмила Никитина тоже поделилась впечатлениями:

У нас есть опыт работы на фестивалях Seasons Project, «Галафесте» фонда «Галчонок», ММКВЯ, Фестивале детской книги в РГДБ. Лучшие продажи всегда на мероприятиях Seasons и «Галчонка», на втором месте (в два раза меньше проданных книг в день) — ММКВЯ и РГДБ.
Но самым успешным в плане продаж стал для нас «Батискаф»! При нашей микролинейке мы считаем успешными продажи от 24 тысяч рублей в день. Хотя мы вовсе не делали ставку на продажи и ехали поддержать зеленоградских коллег.

Тем временем на «нижней палубе» культурного центра проходили спектакли, театрализованные чтения и конкурс чтецов.
Мастер-классы по декупажу, пластилиновой анимации, квиллингу, игры по методикам семьи Никитиных, кастинг проекта «Читалкин» и различные конкурсы.
Для Анастасии книжный фестиваль это не только ярмарка и развлечения:

Моя цель была не в том, чтобы просто развлечь гостей, мне хотелось показать им мир книг и творчества, провести встречи с авторами и наполненные смыслом дискуссии о детской литературе.

На втором этаже проходили презентации книг и встречи с авторами.

Дети познакомились с известным детским писателем и переводчиком Виктором Луниным («Приключения Сдобной Лизы», «Зверье мое», «Волшебная мелодия»).
И получили автографы. Кстати, отличная идея организаторов с бейджами-наклейками — существенно облегчает знакомство и общение во время мастер-классов и презентаций.
Писатель Ася Кравченко и иллюстратор Татьяна Петровска представили свои книги «Здравствуй, лошадь!» (веселые приключения девочки Сони и лошадки по кличке Кабачок) и «Куда бежишь?» — повесть о сбежавшем из дома псе Чижике и его бродячих друзьях.
Яркие иллюстрации Татьяны Петровска сразу привлекают внимание, она не только художник, но и аниматор. Если листать эти книги очень быстро, в правом нижнем углу страницы можно посмотреть мини-мультфильм.
Дети здорово помогли мне разыграть сценки из книжки про Чердакуса.
Педагог, художник, искусствовед Светлана Прудовская, автор серии «История книги своими руками» провела мастер-класс «Делаем книгу с потайными страницами».
Перед читателями выступил лауреат конкурсов «Новая детская книга» и «Книгуру» Евгений Рудашевский. Он представил книгу «Здравствуй, брат мой Бзоу!» о дружбе юноши и дельфина и рассказал о своем путешествии в абхазскую деревню Лдзаа, где он и услышал эту поразительную историю.
Майя Лазаренская провела квест по своей новой книге «Троянский кот» с отличными иллюстрациями Елизаветы Третьяковой.
Для родителей, учителей и библиотекарей тоже были предусмотрены мероприятия. Издатель Таня Беринг представила справочники «Живые лица. Навигатор по современной отечественной детской литературе» и рассказала о современных детских писателях.

Очень нужная беседа, а то после презентации «Чердакуса» ко мне за автографом подошла одна мама и сказала: «Как удачно мы зашли! Я и не знала, что есть современные детские писатели».
Марина Аромштам, писатель, педагог, главный редактор сайта о детском чтении «Папмамбук», ответила на вопросы родителей. Вместе они поразмышляли над тем, как читать, обсуждать и выбирать книги для ребенка.
В завершение с лекцией «Как стать родителем читающего ребенка» выступила автор проекта «КнижныйГид» Марта Райцес.
«Батискаф» получился насыщенным и безусловно ярким событием в жизни Зеленограда. Больше всего Анастасия боялась, что участникам не понравится и в следующий раз они не приедут. Приедем еще как!

Анастасия мечтает сделать «Батискаф» традицией, а в ожидании следующего фестиваля планирует проводить чтения, встречи и другие книжные мероприятия. Команда КЦ «Зеленоград» тоже надеется повторить «Батискаф».

Как организовать свой книжный фестиваль?

Я попросила Анастасию ответить на несколько вопросов.

— С чего начать?

— Начните с формирования команды и анализа местности. Что интересно, важно, актуально именно для вашего города? И постарайтесь заручиться поддержкой города — не только информационной, но и денежной.

— С какими трудностями пришлось столкнуться?

— Основные трудности — это время и деньги. Время — потому что трое маленьких детей вносят свои коррективы. А деньги — потому что найти спонсора, готового вложиться в проект, так и не удалось. Но были бартерные партнеры, которые поддержали фестиваль своими услугами и продукцией: типография, салон рукоделия, пиццерия, строительный магазин.

От себя добавлю, что писатели получили необычные съедобные подарки от магазина эко-продуктов «БиоТочка» — лично я впервые попробовала шоколадный мед и ежевику в шоколаде.

— Как сделать так, чтобы о фестивале узнали?

— Мы разослали пресс-релизы по основным информационным ресурсам города, сделали рассылку по школам (эта чудесная опция есть у КЦ «Зеленоград»), попросили местные кафе, рестораны, детские центры, спортивные клубы разместить информацию о фестивале, раздавали листовки и проводили конкурсы в соцсетях.

Информирование школ — действительно полезная вещь. В разговоре с несколькими мамами я выяснила, что о «Батискафе» они узнали именно в школе.

После фестиваля в местных СМИ вышли репортажи. Особенно мне понравился фоторепортаж Александра Сайганова для Zelenograd.ru.

Не забудьте позаботиться о том, чтобы посетителям было где перекусить. В здании работала кофейня, но организаторы устроили также импровизированный фудкорт с выпечкой и сэндвичами.

Хорошим тоном будет накормить журналистов и выступающих, что организаторы и сделали, предупредив, что в кабинете администрации участников ждут пицца, чай, кофе, вода и угощение к чаю.

Все еще сомневаетесь?

Локальные книжные фестивали пока редкость: кроме «Батискафа» в наших краях есть, например, «ЛитераТула», которую организовала Ирина Рочева, владелица тульского книжного магазинчика «Корней Иванович», и фестиваль «Детская книга» в Черноголовке под руководством писателя Карена Арутюнянца. Эти фестивали тоже привлекли внимание детских писателей и издателей, так что будьте смелее и воплощайте мечты!