Как организовать свой книжный фестиваль: Анастасия Скрыпка и «Батискаф»
Подготовка мероприятия заняла четыре месяца.
С концепцией фестиваля Анастасия пришла к руководителю проектного отдела Культурного центра «Зеленоград». Идею приняли с энтузиазмом и включились в работу. Анастасия признается: без коллег из КЦ ее идея осталась бы на уровне милой презентации.
Почему издательствам интересны локальные книжные фестивали? Я поговорила с представителями нескольких издательств и выяснила.
Во-первых, для них это возможность напрямую пообщаться с покупателями и представить свои книги в лучшем виде и по лучшей цене.
В первом и втором выпусках справочника «Живые лица: навигатор по современной отечественной детской литературе» от издательства «Беринга» вы найдете биографии, эссе, блиц-интервью и библиографии детских писателей.
У издательства «Беринга» на фестивале «Батискаф» купили в два раза больше книг, чем в тот же день на Фестивале детской книги в РГДБ в центре Москвы.
У нас есть опыт работы на фестивалях Seasons Project, «Галафесте» фонда «Галчонок», ММКВЯ, Фестивале детской книги в РГДБ. Лучшие продажи всегда на мероприятиях Seasons и «Галчонка», на втором месте (в два раза меньше проданных книг в день) — ММКВЯ и РГДБ.
Но самым успешным в плане продаж стал для нас «Батискаф»! При нашей микролинейке мы считаем успешными продажи от 24 тысяч рублей в день. Хотя мы вовсе не делали ставку на продажи и ехали поддержать зеленоградских коллег.
Моя цель была не в том, чтобы просто развлечь гостей, мне хотелось показать им мир книг и творчества, провести встречи с авторами и наполненные смыслом дискуссии о детской литературе.
Дети познакомились с известным детским писателем и переводчиком Виктором Луниным («Приключения Сдобной Лизы», «Зверье мое», «Волшебная мелодия»).
Очень нужная беседа, а то после презентации «Чердакуса» ко мне за автографом подошла одна мама и сказала: «Как удачно мы зашли! Я и не знала, что есть современные детские писатели».
Анастасия мечтает сделать «Батискаф» традицией, а в ожидании следующего фестиваля планирует проводить чтения, встречи и другие книжные мероприятия. Команда КЦ «Зеленоград» тоже надеется повторить «Батискаф».
Как организовать свой книжный фестиваль?
Я попросила Анастасию ответить на несколько вопросов.
— С чего начать?
— Начните с формирования команды и анализа местности. Что интересно, важно, актуально именно для вашего города? И постарайтесь заручиться поддержкой города — не только информационной, но и денежной.
— С какими трудностями пришлось столкнуться?
— Основные трудности — это время и деньги. Время — потому что трое маленьких детей вносят свои коррективы. А деньги — потому что найти спонсора, готового вложиться в проект, так и не удалось. Но были бартерные партнеры, которые поддержали фестиваль своими услугами и продукцией: типография, салон рукоделия, пиццерия, строительный магазин.
От себя добавлю, что писатели получили необычные съедобные подарки от магазина эко-продуктов «БиоТочка» — лично я впервые попробовала шоколадный мед и ежевику в шоколаде.
— Как сделать так, чтобы о фестивале узнали?
— Мы разослали пресс-релизы по основным информационным ресурсам города, сделали рассылку по школам (эта чудесная опция есть у КЦ «Зеленоград»), попросили местные кафе, рестораны, детские центры, спортивные клубы разместить информацию о фестивале, раздавали листовки и проводили конкурсы в соцсетях.
Информирование школ — действительно полезная вещь. В разговоре с несколькими мамами я выяснила, что о «Батискафе» они узнали именно в школе.
После фестиваля в местных СМИ вышли репортажи. Особенно мне понравился фоторепортаж Александра Сайганова для Zelenograd.ru.
Не забудьте позаботиться о том, чтобы посетителям было где перекусить. В здании работала кофейня, но организаторы устроили также импровизированный фудкорт с выпечкой и сэндвичами.
Хорошим тоном будет накормить журналистов и выступающих, что организаторы и сделали, предупредив, что в кабинете администрации участников ждут пицца, чай, кофе, вода и угощение к чаю.