Как стать книжным обозревателем: Екатерина Северина
Продолжая тему работы в книжной сфере и профессиональных читателей, я поговорила с книжным обозревателем “Афиши” Катериной Севериной об учебе у Галины Юзефович, о том, как начать публиковаться в медиа, о радостях и трудностях этой работы, а также о книгах, которые нельзя пропустить.
— Катя, расскажи, как ты стала профессиональным читателем. Я знаю, ты закончила курс Галины Юзефович по литературной критике. Как это тебе помогло?
— Да, три года назад я училась в мастерской критики у Галины Юзефович в Creative Writing School. На самом деле, я запрыгнула в последний вагон. Я очень люблю учиться, но когда узнала о курсе, набор уже был закончен. И тут Галина Юзефович написала в фейсбуке, что готова взять в свою мастерскую еще двоих, надо только прислать тестовое задание. Я подумала: это знак! Отправила тестовое и на следующий день узнала, что прошла.
Галина рассказывала не то чтобы “как препарировать книги”, а как быть неравнодушным. И почему, например, нет смысла писать отрицательные рецензии.
— И почему же?
— Ну смотри: я потрачу место в СМИ, потрачу твое и свое время, чтобы рассказать о книге, которая тебе не нужна. Конечно, если это «Гарри Поттер и проклятое дитя», стоит сообщить, что книга неудачная, но тогда главное — объяснить почему.
Я очень благодарна Галине Юзефович. Когда я закончила учебу, то решила писать о книгах. А поскольку у меня маленький ребенок, я с головой погрузилась в мир детской литературы.
— Для каких медиа ты сейчас пишешь?
— Афиша-Дети, Афиша Daily, Год Литературы. Тексты выходили на сайтах “Лабиринт”, “Папмамбук”. Также отметилась на сайтах Colta, Seasons и “Мир фантастики”.
— Как ты начала с ними сотрудничать?
— Сначала я писала для онлайн-изданий про родительство Working mama и Little Fellow. Я просто написала им, что мне интересно попробовать себя в этом. Для Little Fellow я писала еженедельные книжные обзоры, они собирали довольно много просмотров. Чуть позже мне предложили писать для журнала «Переплет», что я и делала. Но все равно были «неустроенные» тексты и я искала для них площадки, часто без коммерческой подоплеки. Так собралось портфолио.
— Как ты попала в «Афишу»? Мне кажется, это мечта многих обозревателей.
— Я увидела в фейсбуке пост Дарьи Варденбург (детская писательница, была корреспондентом «Афиши» — Прим. Д.Д.) о том, что они запускают проект «Афиша Дети» и ищут тех, кому интересно сотрудничество. Мы с Дашей тогда не были знакомы, то есть я ее, разумеется, знала, а вот она меня — вряд ли. Я написала ей, что увидела пост и хочу попробовать, она попросила примеры текстов, одобрила и мы стали сотрудничать.
Ты просто присылаешь свои работы. Если людей устраивает то, что ты делаешь, они говорят тебе «да».
— Сколько книг в месяц ты читаешь?
— Ох, точную цифру не назову.
— На лекции Галина Юзефович сказала, что профессиональный критик читает по работе от 4 до 8 часов в день.
— Специально засекала — минимум читаю четыре часа в день. Но я почти ничего не смотрю, поэтому мой вариант «нетфликса» — книга (смеется).
— Не устаешь?
Нет, я стопроцентный книжный червь. Даже заснуть не могу, не прочитав хотя бы несколько страниц перед сном — некомфортно, чувствую тревогу. А буквы меня успокаивают.
— Как ты взаимодействуешь с издательствами? Они же присылают тебе книги на обзор.
Они присылают анонсы. Если какие-то книги из анонса мне кажутся интересными или подходят по плану, я прошу прислать мне pdf. Некоторым сама пишу, если мне нужна определенная книга. Редко прошу книги в бумаге, потому что дома уже нет места.
При этом многие книги я покупаю, что очень удивляет моего мужа. У меня платная подписка Mybook (до этого была Bookmate), я покупаю книги в подарок, покупаю взрослые книги и нон/фикшн, а также покупаю те детские книги, о которых точно не напишу — например, серию детективов о Мейзи Хитчинс, иллюстрированную “Рони, дочь разбойника” или полное собрание сочинений Свена Нурдквиста о Петсоне и Финдусе. Там две книги мне подарили, а остальные покупала сама.
— Наверняка бывает так, что ты прочла книгу и она тебе не понравилась. Памятуя правило про отрицательные рецензии, ты про нее не напишешь, верно?
Да. Если я думала, что книга — бриллиант, а она даже не стразик Сваровски, я про нее не пишу.
— Издатели не обижаются? Не перестают присылать pdf?
— Я не знаю, что нужно сделать, чтобы тебе отказали в pdf. Если издатели и обижаются, то мне они об этом не говорили. У меня проблема в другом — не все издательства присылают информацию. Иногда приходится самой на них «нападать». Это беда Эксмо и АСТ. Хотя в АСТ есть «Редакция Вилли Винки» — вот они молодцы, все присылают.
— Каковы твои профессиональные интересы в чтении?
Мне больше всего интересна подростковая и young adult литература, переход из детства во взрослую жизнь. На самом деле он сложный и довольно травматичный, и иногда длится много лет. Мне интересна скандинавская литература, графические романы. У меня к комиксам нет предубеждения, я вижу, что повествование в картинках тоже имеет сильное воздействие.
— Посоветуй книги, которые впечатлили тебя в этих трех категориях: young adult, скандинавская литература и графический роман.
В «Редакции Елены Шубиной» вышла книга Евгении Некрасовой «Калечина-малечина». Это книга для молодых взрослых. О том, какие причины способны побудить ребенка покончить с собой.
Из скандинавской детской и подростковой литературы мне наиболее близки шведы: Ульф Старк (если видите на обложке это имя, берите смело!), Ульф Нильсон (детские книги о преодолении страхов), Мария Грипе — если бы ее книги были у меня в подростковом возрасте, я бы умерла от счастья. Моя любимая книга Грипе — “Дети стеклодува”, она меня завораживает.
Графический роман. Из новинок для взрослых меня впечатлил комикс шведской феминистки Лив Стремквист о женском теле, он вышел в издательстве No Kidding Press. И «Веселый дом» от издательства “Бумкнига” — семейная трагикомедия, мемуары в картинках девушки, у которой отец скрытый гомосексуал. Это болезненная, надрывная и вместе с тем смешная история.
Из детских комиксов — серия Люка Пирсона про Хильду. Если я о ней не скажу, дочь меня покусает (смеется). Мне «Хильда» тоже нравится — и сюжет, и визуальное решение, и внимание Пирсона к деталям.
— Что для тебя самое трудное в том, чтобы быть книжным обозревателем? А что самое классное?
Не секрет, что на любви к литературе много не заработаешь. Это меня расстраивает. А классное — то, что я читаю книжки, рассказываю о них, это кто-то читает, комментирует. Работа приносит мне удовольствие, радость, удовлетворение и возможность погрузиться в интересное дело.
— Назови, пожалуйста, книги-события в детской литературе 2018 года, на твой взгляд?
— Сказка Марка Твена, которая была найдена спустя сто с лишним лет. Новая книга Марии Парр «Вратарь и море» — тоже определенно событие. В России вышел уже 12-ый или 13-ый тираж ее «Вафельного сердца». Для независимого издательства колоссальная цифра.
Запуск «МИФ.комиксы». Мир комиксов довольно закрытый и устоявшийся, часто непонятный условно “обычным читателям”, для которых ассоциация с комиксами — мальчики в трико или манга. И вот МИФ популяризируют комиксы именно для этой аудитории, показывая, что есть совершенно другие варианты, что комиксы — это не страшно и не плохо. Человек познакомился с европейским комиксом, например, «Дневником Вишенки», ему понравилось и дальше по запросу «комиксы» он открыл для себя Бумкнигу или Зангавар. Так и победим (смеется).
— Катя, большое спасибо за рекомендации!
Читайте также:
Как живут профессиональные читатели: Библиогид